Италия

Achille Castiglioni. Акилле Кастильони

Achille Castiglioni. Акилле Кастильони

Итальянский дизайнер Акилле Кастильони (Achille Castiglioni, 1918-2002) родился в Милане. Изучал архитектуру в политехническом университете Милана и в 1944 году создал конструкторское бюро со своим братьям, Ливио (1911-1979) и Пьером Джакомо  (1913-1968 ) (Livio and Pier Giacomo). Их совместный проект станет одним из самых остроумных, элегантных и новаторских объединений в мире современного дизайна. Они работали по принципам, которые должны перестроить объект функции, форму и производственный процесс, и применяли эти тезисы ко всем работам, которые они производили. Кастильони описал этот процесс: «Начать с нуля. Придерживаться здравого смысла. Знайте свои цели и средства».

Paola Navone. Паола Навоне

Paola Navone. Паола Навоне

Паола Навоне (Paola Navone) – одна из наиболее известных итальянских «предметников». В 70-е она была членом знаменитой группы Alchimia – вместе с Алессандро Мендини и Эторе Сотсассом стояла у истоков радикального дизайна. Её вещи дерзки, одновременно просты и очень красивы. Паола Навоне живет и творит так, как будто никаких оформившихся направлений и тенденций в дизайне не существует. Она просто создает мир, соответствующий её представлению о красоте. Недаром Architektur und Wohnen в 2000 году называл Паолу Навоне дизайнером N1. В её вещах нет ни малейшего привкуса вымученности.

Piero Fornasetti. Пьеро Форназетти

Piero Fornasetti. Пьеро Форназетти

Пьеро Форназетти (Piero Fornasetti, 1913-1988) считал, что любой предмет может быть декорирован на 100% и при этом не потеряет своего назначения. В совершенстве овладев искусством trompe l’oeil (изображений-обманок, построенных на оптических эффектах искажения перспективы), превращал мебель в архитектурные объекты, заставлял газеты принимать форму пепельниц, заселял поверхности комодов разноцветными бабочками и наносил изображения Адама и Евы на шезлонги. Его произведения всегда узнаваемы – это тот редкий тип дизайнеров, обладающих собственным неповторимым стилем. Работы Пьеро Форназетти – это смесь иллюзионизма и архитектурных перспектив. Его излюбленные темы – солнце, игральные карты, рыбы, бабочки, книги, архитектура и лицо девушки по имени Лина Кавальери.

Gaetano Pesce. Гаэтано Пеше

Gaetano Pesce. Гаэтано Пеше

Гаэтано Пеше (Gaetano Pesce) – архитектор, педагог и теоретик, один из самых ярких и последовательных представителей арт-дизайна, основоположник «эмоционального» и «поведенческого» дизайна. Его работы, соблюдая номинальные правила утилитарного служения человеку, на самом деле отдают пространству свою особую гармонию, энергию, эмоцию, что переводит их в плоскость произведений искусства. Его творчество – своего рода абсолютный, идеальный образец артдизайна, реализующий предельный исторический и типологический смысл этого феномена: это не просто аналогия или подражание Большому искусству, но полноправное наследование его основополагающих принципов.

Vico Magistretti. Вико Маджистретти

Vico Magistretti. Вико Маджистретти

Вико Маджистретти (Vico Magistretti, 6 октября 1920 – 19 сентября 2006) – архитектор, урбанист, преподаватель, он больше всего известен как создатель предметов мебели и светильников. 80 процентов того, что создал Маджистретти, до сих пор производится. Его работы выставляются на всех наиболее известных выставках Италии, Европы, США и Японии и являются частью постоянных коллекций ведущих музеев мира. 12 его работ находятся в постоянном собрании MoMA. Генуя посвятила ему выставку в 2003 году. «Рентабельность, функциональность и хороший вкус» – вот творческое кредо Вико Маджистретти. Его творения хорошо принимаются во всем мире, и, главное, им всегда сопутствует коммерческий успех. Секрет этого успеха заключается в том, что мастеру в своем творчестве удается избегать крайностей.

Mario Bellini. Марио Беллини

Mario Bellini. Марио Беллини

Подавляющее большинство проектов Марио Беллини (Mario Bellini) создано под влиянием классической школы дизайна, которой руководили конкурентоспособность, возможность массового производства и коммерческая успешность. Таким образом, его работа во многом формальна, её можно рассматривать как попытку сделать «хороший итальянский дизайн» синонимом промышленности и культуры. «Подходить к производству стульев так же, как к созданию замков, или к проектированию зданий как огромной мебели, абсолютно неправильно. Архитектура – часть города, в котором мы живём. Мы не живём в стуле».

Carlo Bartoli. Карло Бартоли

Carlo Bartoli. Карло Бартоли

В качестве дизайнера Карло Бартоли (Carlo Bartoli) работал во множестве мебельных итальянских компаний – Accademia, Antonangeli, Arclinea, Arflex, Con & Con, Ernesto Meda, Matteo Grassi, Kartell, Merati, Rossi di Albizzate, Segis, Tisettanta, Varenna-Poliform. В двух компаниях – Colombo Design и Segis – он был директором. Карло Бартоли родился в 1931 г. в Милане, там же начал свою профессиональную деятельность. Перед этим он окончил Миланский политехнический институт с целью заниматься впоследствии интерьерным проектированием и промышленным дизайном. Преподавал дизайн на Высших курсах промышленного дизайна во Флоренции и Риме, а ныне живет и работает в итальянском городе Монзе.

Mauro Lipparini. Мауро Липпарини

Mauro Lipparini. Мауро Липпарини

Мауро Липпарини (Mauro Lipparini) продолжает традиции великих итальянских архитекторов-полифункционалистов: архитектор, индустриальный дизайнер, дизайнер интерьеров, дизайнер-график, арт-директор, преподаватель, бизнесмен. Все эти ипостаси, будучи объединены в одном лице, позволяют осуществить комплексный сбалансированный подход к формированию среды обитания, как определили ещё римляне – «Ab exterioribus ad interiora» (от внешнего к внутреннему). Промышленный дизайн стал основной деятельностью Мауро Липпарини. Как промышленный дизайнер Липпарини был дважды отмечен престижными наградами: стал победителем международного конкурса дизайнеров – Yaung&Designer Milano (1987) и International Du Point Award Koln (1988-89).

Patricia Urquiola. Патрисия Уркиола

Patricia Urquiola. Патрисия Уркиола

Возможно, что феномен Патрисии Уркиолы (Patricia Urquiola, 1961) скрыт в её происхождении и обучении – этническая испанка, с детства глубоко воспринявшая национальную архитектурную культуру, она была ученицей величайших мастеров итальянского дизайна – Акилле Кастильоне и Вико Маджистретти. Взрывной коктейль эмоций и академизма, она из тех мастеров, которые могут отстоять свою идею перед производителями. С 1990 по 1992 годы она преподавала в роли ассистента профессора в Миланском политехническом институте и в Ensci (Национальная высшая школа промышленного дизайна в Париже). Мебель, создаваемую Уркиолой, трудно как-то охарактеризовать и описать. Она не соответствует какому-либо модному стилю и не кричит «Дизайнер!»

Toshiyuki Kita. Тошиюки Кита

Toshiyuki Kita. Тошиюки Кита

Тошиюки Кита (Toshiyuki Kita) приложил очень много усилий, чтобы сделать традицию современной. Его дизайнерская концепция – баланс между природой и технологией. Тошиюки Кита – дизайнер на стыке культур, при взгляде на его работы нельзя однозначно определить чей это продукт – этнического японца в Европе или итальянца в Японии. Он профессор отдела проектирования университета Осаки, президент Японской Ассоциации Дизайна – его работы выставлены в Центре Помпиду в Париже и он один из известнейших итальянских  промышленных дизайнеров.

Marco Zanuso. Марко Дзанузо

Marco Zanuso. Марко Дзанузо

Марко Дзанузо (Marco Zanuso, 14 мая 1916 – 11 июля 2001) – один из отцов-основателей современного европейского промышленного дизайна, создатель эталонов «Хорошей Формы», специалист в области промышленной архитектуры, индустриальных методов строительства и производства. Марко Дзанузо — член Международного конгресса современной архитектуры (СIАМ) и Национального института урбанистики, главный редактор журнала «Domus» и предводитель предметной революции. Марко Дзанузо создал собственную школу дизайна, был носителем и пропагандистом четкой и конкретной профессиональной философии и творческого метода.

Giorgio Saporiti. Джорджио Сапорити

Giorgio Saporiti. Джорджио Сапорити

Джорджио Сапорити (Giorgio Saporiti) можно назвать типичным  представителем высшей школы итальянского промышленного дизайна. Ученик Джо Понти и Франко Альбини, продолжил традицию «промышленности» в дизайне и создаёт «предметы для использования», избегает декларативности и ставит акцент на функции и цветовом восприятии. Лёгкие формы и удачные пространственные решения – характерная черта Джорджио Сапорити. Большинство проектов Saporiti производятся учреждённой им компанией – IL LOFT. Его проекты отличает классическая чистота линии, отсутствие конструктивных излишеств, и главный мотив – активное использование цвета.

Ettore Sottsass. Этторе Соттсасс

Ettore Sottsass. Этторе Соттсасс

Этторе Соттсасс (Ettore Sottsass, 1917-2007) – выдающийся дизайнер, архитектор, художник, теоретик и философ проектной культуры. Символ «итальянской альтернативы» в дизайне и основатель знаменитого объединения «Мемфис». Двойственность Этторе Соттсасса стала главным источником мифов о нем. Сочетание бунтарства и профессионализма, увлечение мистикой и гиперфункциональность проектов. К концу 60-х он становится чем-то вроде Учителя и Пророка для бунтующей дизайнерской молодежи. Этторе Соттсасс посвятил свою жизнь и работу демонтажу прошлого в роли художника, архитектора, индустриального дизайнера, производителя стекла, издателя, теоретика и керамиста.

Stefano Giovannoni. Стефано Джованнони

Stefano Giovannoni. Стефано Джованнони

Стефано Джованнони (Stefano Giovannoni) один из основателей болидизма – движения, которое зародилось в восьмидесятые годы прошлого века и распространялось на все области жизни человека. В дизайне болидизм диктовал обтекаемые формы. Совместное с Гвидо Вентурини Стефано Джованнони основал студию, известную как King Kong Production, чтобы проводить исследования в архитектуре и дизайне изделий для дома, интерьеров и моды. Начиная с 1989 года, они разрабатывают знаменитую линейку Girotondo для ALESSI. Работы Стефано – часть постоянного архива Центра Жоржа Помпиду и коллекции MoMA (Нью-Йорк).

Joe Colombo. Джо Коломбо

Joe Colombo. Джо Коломбо

Джо Коломбо (Joe Colombo, 1930 – 1971) – человек, который придумал мебель заново. Большинство дизайнеров, обнаружив, что их работа сорвана, приходит в ярость, но не Джо Коломбо, который сказал бы: «Нам всего лишь придётся сделать это ещё лучше». И если производитель не проявлял такого же энтузиазма, как сам Коломбо, то он не тратил время на пререкания, а находил другую компанию, которая была готова производить его продукт. Коломбо – автор множества проектных разработок: мебели и комплексов жилого оборудования, светильников, фототехники и т. п., в ряду которых  как вполне реалистичные и прагматичные объекты массового производства, так и концептуально-футурологические прототипы-инсталляции, выполненные для выставок и крупных международных конкурсов.

Gio Ponti. Джо Понти

Gio Ponti. Джо Понти

Джо Понти (Gio Ponti, 18.11.1891, Milan – 16.09.1979, Milan) был поэтом, художником, архитектором, дизайнером, основателем и главным редактором журнала Domus. Джо Понти — крёстный отец послевоенного возрождения итальянского дизайна. Создатель вещей и генератор идей, которые он пропагандировал в своих книгах и статьях, организатор и участник архитектурных выставок, Джо Понти сделал очень многое для формирования итальянской линии и формы. Создатель вещей и генератор идей, которые он пропагандировал в своих книгах и статьях, организатор и участник архитектурных выставок, Джо Понти сделал очень многое для формирования итальянской линии и формы. Благодаря и его стараниям итальянский дизайн сделал мощнейший рывок и вывел экономику страны из послевоенного кризиса.

Antonio Citterio. Антонио Читтерио

Antonio Citterio. Антонио Читтерио

Антонио Читтерио (Antonio Citterio) – итальянский архитектор и один из лидеров промышленного дизайна. Некоторые созданные им объекты по праву вошли в экспозиции самых известных музеев мира, в том числе нью-йоркского Музея современного искусства и парижского центра Пампиду. Среди его архитектурных проектов – реставрация картинной галереи Брера в Милане и отели «Bulgari» в Милане и на Бали. Дизайнер активно работает в мире моды: его интерьеры служат отличными декорациями для элитных итальянских марок одежды. Читтерио разрабатывает стиль для «Ermenegildo Zegna», «Cerruti», «Emanuel Ungano», «Zegna sport», «Barvikha Hotel & SPA», «W St. Petersburg», «Bvlgari Milan».

Alessandro Mendini. Алессандро Мендини

Alessandro Mendini. Алессандро Мендини

Алессандро Мендини (Alessandro Mendini, 16 августа 1931 – 18 февраля 2019) – архитектор, дизайнер, художественный критик, историк и теоретик дизайна, выдающийся деятель «радикального», а затем «нового дизайна». Своими теоретическими и практическими работами и частичной переработкой дизайна других Алессандро Мендини, начиная с70-х, внес важный вклад в дискурс постмодернизма. Фигура Мендини, в течение двадцати лет являющегося организатором, координатором, критиком, поэтом и душой обновления итальянской и международной проектной культуры, воплощает в себе лучшие черты деятеля культуры итальянского типа.

Страницы