Mario Bellini. Марио Беллини

Mario Bellini. Марио Беллини

Подавляющее большинство проектов Марио Беллини (Mario Bellini) создано под влиянием классической школы дизайна, которой руководили конкурентоспособность, возможность массового производства и коммерческая успешность. Таким образом, его работа во многом формальна, её можно рассматривать как попытку сделать «хороший итальянский дизайн» синонимом промышленности и культуры.

«Подходить к производству стульев так же, как к созданию замков, или к проектированию зданий как огромной мебели, абсолютно неправильно. Архитектура — часть города, в котором мы живём. Мы не живём в стуле».

Марио Беллини родился в 1935 году в Милане, где и окончил Миланский политехнический университет в 1959 году. Первый большой шаг к известности Марио Беллини совершил в 1961 году, когда он стал дизайн-директором миланского универмага La Rinascente – одного из крупнейших итальянских универсальных магазинов, созданных после Первой Мировой войны и оказавших значительное влияние на формирование итальянского дизайна.

Беллини и Olivetti

«Думаю, что гораздо сложнее разработать стул, чем самый современный электронный калькулятор, который может быть очень сложным, но никогда таким сложным, как стул».

Olivetti - главный по калькуляторам в Италии (и один из мировых лидеров по производству оргтехники вообще). Компания всегда активно привлекала к сотрудничеству молодых талантливых дизайнеров, например, ещё в 1958 году Olivetti пригласил Этторе Соттсасса возглавить отдел проектирования. В 1963 году путь от калькуляторов к стульям начал и Марио Беллини.

Политика Olivetti  в области промышленного дизайна - это признание того, что в компетенции дизайнера находятся не только эстетика и стиль. В первую очередь, это специалист по связи между человеком и машиной, своеобразный «коммутатор», адаптирующий холодную логику техники к живым человеческим потребностям. В этом аспекте Беллини и Olivetti нашли полное взаимопонимание.

Задача стоявшая перед новичком в Olivetti была не из лёгких. Как сделать все эти принтеры, калькуляторы, терминалы и т.п. «машинки» внешне приятными, «человечными» и при этом не навредить их функциональности? Клерки до сих пор могут быть благодарны Беллини за то, что их офисы заполонили не безразличные холодные механизмы, а изящные и красивые «помощники», позволяющие чувствовать себя в этой рутинной рабочей атмосфере значительно уютнее.

За время сотрудничества с Olivetti (вначале - как штатный дизайнер, а позже как постоянный ведущий консультант) Беллини спроектировал несколько десятков моделей электронной конторской техники. До его прихода на фирму, политика Olivetti строилась на временном сотрудничестве с дизайнерами: от проекта к проекту. Белинни смог построить крепкое ядро, которое притягивало лучшие дизайнерские силы.

Особое внимание Марио уделил плоским и клиноподобным формам техники. А изобретённая в 1960-х годах эластичная мембрана «skin-plate» позволила провести интереснейшие эксперименты с формой, создавать подобие «кожи» для внешних оболочек машин (дисплей-терминал CMC-250, 1967год). Беллини сочетает бионические оболочки с электронной начинкой, высокую технологичность содержания и эргономичность, не забывая, конечно и об эстетике.

Olivetti давала Беллини большую свободу действий, позволяя создавать собственный язык дизайна оборудования, одной из наиболее острых потребностей пост-военного дизайна. Пока он работал там, он отвечал за терминалы, телепринтеры и пишущие машинки. Его работу можно охарактеризовать как взаимодействие между функциональными и внешними качествами предметов, которые он разрабатывал.

Из знаменитых работ Беллини в области машиностроения можно отметить популярный калькулятор Divisumma-18 и Divisumma-28 (1973) с непрерывной, гибкой, резиноподобной клавиатурой. А также калькулятор «Programma 1a»; портативные пишущие машинки Lettera -25, Lettera -10,  Olivetti ET p55 Typewriter (1985),  автоматический магнитофон GA 45 Pop для MINERVA (1969 год), видеодисплей TCV 500 и кассетная дека TC 800 для YAMAHA (1975 год).

Кроме того Беллини поработал и на ниве автомобильного дизайна. В 1972 году он совместно с CASSINA, CITROËN и PIRELLI представил проект молодёжного дома на колесах «Kar-a-Sutra» - эдакий концептуальный порномобиль. В 1977 создал салон одной из моделей автоконцерна «Fiat». В конце 70-х Беллини также поработал консультантом по дизайну в компании RENAULT.

«Мир мебели связан с человеком и с историей жизни.  Мир автомобилей связан с приручением механизмов и превращением их в своего рода «мебель», которое делает его удобным и понятным для человека».

Стулья стали второй профессиональной «любовью» Беллини. Первые стулья Беллини для C&B Italia (сегодня — B&B Italia) и для CASSINA — элегантные примеры популярности массивных и уютных кресел и диванов. Его кресло Amanta (1966 год) — подушка на каркасе из фибергласса L-образной формы. Более поздние стул Таxi и диван (1976, 1982) имели сменные кожаные покрытия.

Классикой дизайна стали: серия мебели, Cab (основа стула представляет собой простой каркас из металлических трубок, поверх которого с помощью застежки «молния» накладывается кожаное «седло») для CASSINA (1977), стол «Коллонато», серия мягкой мебели Le Bambole для B&B Italia (1972), кресло «932/2» (1965) — редизайн «Гран Комфорт» Ле Корбюзье. В 70-е годы Беллини активно сотрудничает с компанией Markatre. Ему удается создать электронно-мебельный симбиоз в проекте «Планета офис» - комплексной системе конторской мебели и конторского оборудования.

Беллини и Vitra

Одной из вершин карьеры Беллини можно считать его сотрудничество со знаменитым мебельным концерном Vitra. И хотя офисное оборудование уже давно было «коньком» дизайнера, именно тогда мастер столкнулся с новой для себя темой – «стул для офиса». Беллини до этого времени еще не доводилось проектировать офисные стулья.

Но он имел репутацию опытнейшего «офисного» дизайнера, блестяще решал эргономические и функциональные задачи при проектировании конторского оборудования. И поэтому именно ему Vitra доверила свой офисный дебют.

Беллини в соавторстве с Дитером Тилем создает модели: Figura, Persona, Imago, Onda, Summa и Forma.. В них совместились мастерство Беллини, как мебельного дизайнера и его опыт работы с механизмами. Напичканные разнообразной техникой стулья остались весьма удобны и эстетически привлекательны.

Persona наиболее насыщен адаптивными возможностями: уровень сидения автоматически регулируется контроллером массы, спинка принимает нужное положение, когда на стул садятся. Этот стул предупредительно откликается на все пожелания хозяина. Imago выглядит элегантно-современно. Figura имеет в своем облике эффектную деталь — съемный ремень, который перетягивает спинку в нижней части.

Вращающиеся стулья Беллини, разработанные в 70-х для VITRA, стали прародителями современной офисной мебели. Успех первых офисных стульев предопределил дальнейшее развитие офисной линии Vitra. В соответствии с тенденциями в этой области, Vitra стремится создавать не столько предметы офисной обстановки, сколько единую офисную среду.

Образцом такой офисной среды стала, разработанная Беллини в 1988 году, серия Metropol. Эта серия основана на четком функциональном разделении пространства офиса: рабочее место больше не статично и может изменяться согласно индивидуальным запросам. Возможности комбинаторики всех элементов просто безграничны: кроме обычной одноуровневой стыковки используются соединения на разных уровнях. Техническое оборудование и документы могут располагаться над главным столом на дополнительных рабочих поверхностях или под ним в специальных подвижных контейнерах-тумбах, оставляя таким образом рабочее пространство свободным.

Кроме своей непосредственной работы Беллини занимается преподавательской и общественной деятельностью:

1969-71 гг. — вице-президент Ассоциации промышленного дизайна (ADI)

1982-83 гг. — преподает в Колледже Прикладных Искусств в Вене

1983-85 гг. — преподавает в Domus Академии в Милане. С 1986 по 1991 год Беллини возглавляет «Domus», авторитетнейший итальянский журнал в области дизайна. Он читает спецкурсы по дизайну в академии «Domus», в других вузах Италии, в Королевском Колледже искусств в Лондоне. Беллини также преподавал в Колледже Индустриального дизайна в Венеции. Он курировал «The Domestic Project», выставку, прошедшую в 1986 году в Милане, и стал обладателем многочисленных наград и премий в области дизайна.

Mario Bellini. Марио Беллини. "Green Towers" - Deutsche Bank. Frankfürt, Germany. 2006 - 2011 Mario Bellini. Марио Беллини. Verona Forum. Verona, Italy. 2005 - 2011 Mario Bellini. Марио Беллини. National Gallery Victoria. Melbourne, Australia. 1996 - 2003
"Green Towers" - Deutsche Bank. Frankfürt, Germany. 2006 - 2011 Verona Forum. Verona, Italy. 2005 - 2011 National Gallery Victoria. Melbourne, Australia. 1996 - 2003
Mario Bellini. Марио Беллини. "CIT Turin". Sport center. Turin, Italy. 2003 - 2007 Mario Bellini. Марио Беллини. Extension of the Essen Trade Fair. Essen, Germany. 1997 - 2001 Mario Bellini. Марио Беллини. Arsoa - Headquarters. Kobuchizawa, Japan. 1996 - 1998
"CIT Turin". Sport center. Turin, Italy. 2003 - 2007 Extension of the Essen Trade Fair. Essen, Germany. 1997 - 2001 Arsoa - Headquarters. Kobuchizawa, Japan. 1996 - 1998
Mario Bellini. Марио Беллини. Natuzzi Americas – Headquarters. High Point, North Carolina, USA. 1996 - 1998 Mario Bellini. Марио Беллини. International Milan Trade Fair "Portello" district. Milan, Italy. 1987 - 1997 Mario Bellini. Марио Беллини. Primary School - "Gabrio Piola". Giussano (Milan), Italy. 1991 - 1995
Natuzzi Americas – Headquarters. High Point, North Carolina, USA. 1996 - 1998 International Milan Trade Fair "Portello" district. Milan, Italy. 1987 - 1997 Primary School - "Gabrio Piola". Giussano (Milan), Italy. 1991 - 1995
Mario Bellini. Марио Беллини. Risonare Vivre Club. Kobuchizawa,Yamanashi-ken, Japan. 1989 - 1992 Mario Bellini. Марио Беллини. Tokyo Design Center. Sowa Shoji Co. Ltd., Japan. 1988 - 1992 Mario Bellini. Марио Беллини. Yokohama Business Park. Yokohama, Japan. 1987 - 1991
Risonare Vivre Club. Kobuchizawa,Yamanashi-ken, Japan. 1989 - 1992 Tokyo Design Center. Sowa Shoji Co. Ltd., Japan. 1988 - 1992 Yokohama Business Park. Yokohama, Japan. 1987 - 1991
Mario Bellini. Марио Беллини. Villa Erba Congress Centre. Cernobbio (CO), Italy. 1986 - 1990 Mario Bellini. Марио Беллини. AEM new offices in Cassano D'Adda. Cassano D'Adda (MI), Italy. 1985 - 1990 Mario Bellini. Марио Беллини. Technical Commercial Secondary School “Rolando da Piazzola”. Piazzola sul Brenta (Padua), Italy. 1978 - 1987
Villa Erba Congress Centre. Cernobbio (CO), Italy. 1986 - 1990 AEM new offices in Cassano D'Adda. Cassano D'Adda (MI), Italy. 1985 - 1990 Technical Commercial Secondary School “Rolando da Piazzola”. Piazzola sul Brenta (Padua), Italy. 1978 - 1987

 

Mario Bellini. Марио Беллини. La Nuvola. Nemo. 2012 Mario Bellini. Марио Беллини. Ki. Horm. 2010
La Nuvola. Nemo. 2012 Ki. Horm. 2010
Mario Bellini. Марио Беллини. Piccola Via Lattea.  Meritalia. 2009 Mario Bellini. Марио Беллини. Stradivani. Meritalia. 2009
Piccola Via Lattea.  Meritalia. 2009 Stradivani. Meritalia. 2009
Mario Bellini. Марио Беллини. Grand Piano. Flou. 2007 Mario Bellini. Марио Беллини. Stardust. Meritalia. 2007
Grand Piano. Flou. 2007 Stardust. Meritalia. 2007
Mario Bellini. Марио Беллини. Marilyn. Flou. 2005 Mario Bellini. Марио Беллини. MB Poltromo. Heller. 2003
Marilyn. Flou. 2005 MB Poltromo. Heller. 2003 
Mario Bellini. Марио Беллини. Extra Dry. Tecno. 2003 Mario Bellini. Марио Беллини. Ypsilon. Vitra. 2001
Extra Dry. Tecno. 2003 Ypsilon. Vitra. 2001
Mario Bellini. Марио Беллини. Arco Bellini. Heller. 2000
Arco Bellini. Heller. 2000
Mario Bellini. Марио Беллини. Palmhouse. Cherry Terrace. 2001 Mario Bellini. Марио Беллини. Bellini Chair. Heller. 1998
Palmhouse. Cherry Terrace. 2001 Bellini Chair. Heller. 1998
Mario Bellini. Марио Беллини. Extra Dry. Panel based office furniture system. Marcatré. 1993 Mario Bellini. Марио Беллини. Lira e Liuto. Cassina. 1989
Extra Dry. Panel based office furniture system. Marcatré. 1993 Lira e Liuto. Cassina. 1989
Mario Bellini. Марио Беллини. Metropol. Vitra. 1989 Mario Bellini. Марио Беллини. ETP 55. Olivetti. 1987
Metropol. Vitra. 1989 ETP 55. Olivetti. 1987
Mario Bellini. Марио Беллини. Granfrau.  Poltrona. 1982 Mario Bellini. Марио Беллини. Il Bigliardo. Poltrona. 1981
Granfrau.  Poltrona. 1982 Il Bigliardo. Poltrona. 1981
Mario Bellini. Марио Беллини. La Rotonda. Cassina. 1977 Mario Bellini. Марио Беллини. La Basilica. Cassina. 1977
La Rotonda. Cassina. 1977 La Basilica. Cassina. 1977
Mario Bellini. Марио Беллини. Le Bambole. B&B Italia. 1972 Mario Bellini. Марио Беллини. Kar-a-sutra. MoMA. 1972
Le Bambole. B&B Italia. 1972 Kar-a-sutra. MoMA. 1972
Mario Bellini. Марио Беллини. Area. MoMa, Permanent Design Collection, New York. 1974 Mario Bellini. Марио Беллини. 932. Cassina. 1965
Area. MoMa, Permanent Design Collection, New York. 1974 932. Cassina. 1965
Mario Bellini. Марио Беллини. Fonette. Irradio. 1965 Mario Bellini. Марио Беллини. Bruco. Cassina. 1965
Fonette. Irradio. 1965 Bruco. Cassina. 1965
поддержать Totalarch

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)