Tord Boontje. Торд Бунтье
Работая на пороге дизайна и ремесел, Торд Бунтье (Tord Boontje) создаёт изысканные изделия из стекла, мебель и светильники, сочетающие в себе передовые технологии с традиционным кустарным методом производства.
Среди изобретений Бунтье — люстры, выполненные в виде ветвей, инкрустированных кристаллами, шерстяные и бумажные экраны, декорированные вырезанными цветами, и стулья, наряженные в праздничные платья. Несколько лет назад он покорил Европу, а потом начал своё триумфальное шествие по Нью-Йорку.
Бунтье появился на свет в 1968 году в Энсхеде (Нидерланды) в творческой семье – его мать преподавала историю искусств и текстильной промышленности. Обучался в Design Academy Eindhoven, известном инкубаторе авангардистов. Он получил степень магистра в Королевском Колледже Искусств в Лондоне, где и встретил свою будущую жену и коллегу, Эмму Уоффенден (Emma Woffenden), скульптора, работающего со стеклом.
Поначалу пара привлекла скромное внимание коллекцией стеклянной посуды, сделанной из переработанных винных и пивных бутылок. Коллекция получила название tranSglass. Идея её создания основывалась на желании найти новое, красивое и функциональное применение использованным объектам. Бунтье рассказывает, что сейчас они располагают оборудованием, которое позволяет сильно ускорить процесс изготовления посуды, но tranSglass всегда производится из вторсырья.
Моя мать была преподавателем истории искусств и текстильной промышленности, так что вполне естественно, что я с детства начал экспериментировать. Разница заключается в том, что теперь я занимаюсь этим полный рабочий день.
Я думаю, что моя практика больше напоминает колледж искусств, чем коммерческое конструкторское бюро. Большинство проектов являются самостоятельными, и моё внимание постоянно направлено на что-то новое.
В проектах tranSglass и Rough-and-Ready использованы очень простые материалы: старые бутылки из под вина и пива, стулья из простой древесины, старых одеял и упаковочных материалов. Эти работы – результат того факта, что я мог пользоваться только теми материалами, которые мог себе позволить, но это также признание красоты «заброшенных объектов». В момент, когда доминируют глянцевые упаковки и идеология «совершенства», реальные, «сырые», «незавершённые» материалы становится более привлекательными.
Дальше дизайнер развивает идею утилитарной деревянной мебели, такой, которую вполне могли бы смастерить городские бродяги. Бунтье хочет передать красоту, таящуюся в несовершенстве.
Так появляется коллекция Rough-and-Ready. Он делает стулья из крупных кусков дерева и лентой прикрепляет к каркасу сложенное одеяло, заменяющее мягкое сидение. Вещи продаются в разобранном виде и сопровождаются инструкцией. Каждый сам может собрать свою покупку, руководствуясь рисунком. Эти простые и грубые предметы стали единственным свидетельством происхождения дизайнера. «Я из Голландии, — шутит он. — Мы не украшаем мебель. Это противозаконно».
В 1998 году Бунтье начал сотрудничество с известным стилистом Александером МакКуином (Alexander McQueen). Он разрабатывает для него дизайн часов и очков, которые теперь очень любит носить его супруга.
Ничто не предвещало того, что дизайнер займётся декорированием. Но в 2000 году у Торда и Эммы рождается дочь, и это вдохновляет его на поиск более мягких форм. Он исследует декоративное рукоделие в лондонском Victoria&Albert Museum. После чего возвращается домой и изображает большую ворону на спинке стула. «Это был отличный орнамент, — говорит дизайнер. — В тот момент всё вдруг стало возможным. Мне это показалось невероятно воодушевляющим». C тех пор он всё больше интересуется зайчиками, мишками, цветами и другими нежными мотивами. Его работы теперь не просто покрывает узор — они сами словно состоят из узора.
Лучшим отражением этой идеи стал основной на данный момент проект Торда — его серия Wednesday, включающая в себя светильники, стулья, столы, ширмы, посуду и другие объекты для каждодневного использования. Некоторые из них уникальны, другие запущены в серийное производство.
Наверное, большая мотивация моего интереса к декорированию – это рождение дочери. Новые технологии для меня это способ создания новых предметов и метод самовыражения. Кроме того, меня интересуют вещи 17-19 веков, которые являются примером богатого, чувственного использования материалов и поверхностей. Многие из методов, используемых при создании этих произведений очень трудоёмки, новые промышленные процессы позволяют нам по-новому подойти к изучению технологии и позволяют почувствовать произведения на качественно новом уровне. Я очень разочарован глобализацией и пытаюсь найти выход. Сегодня я многое могу сделать на компьютере – отправляю файл непосредственно в производственную машину – и объект готов.
Wednesday Light — это светильник, представляющий собой полутораметровую гирлянду, выполненную из гравированной нержавеющий стали, присоединённой к проволоке и обёрнутой вокруг лампочки, как цветочная икебана. Серия также включает стулья, драпированные тканью. Каждый из них декорирован оригинальной вышивкой с изображением лошадей, кроликов, цветов, бабочек, ворон. Основа сделана из грубого дерева, как в его популярной серии Rough-and-Ready.
В 2002 году всемирно известная компания SWAROVSKI, прославившаяся своими кристаллами, пригласила Бунтье придумать новый дизайн для обычной люстры. Его светильник Blossom, состоящий из 200 источников света, заслужил восторженные комплименты на престижной выставке в Милане. Уменьшенная версия этой лампы с 84 лампами стоит около $25 000. Более простые, выпускаемые серийно светильники, основанные на гирляндах металлических и бумажных цветов, драпированных вокруг лампочки, привлекли внимание на выставке Victoria&Albert.
«Я не человек гирлянд, — предостерегает дизайнер, имея в виду оглушительную популярность его недорогой люстры. — Если говорить о количестве проданных экземпляров, это существенно. Но это только одна маленькая часть того, кто я».
Причудливые вещи со множеством деталей, которые делает Бунтье, могут быть изготовлены лишь с привлечением современных технологий и материалов. Дизайнер очарован потенциалом последних разработок в области современных технологий, но они для него — лишь средство. Его интерес к ремеслу, например, к вышивке остаётся огромным источником вдохновения.
«Когда я смотрю на образцы старинной вышивки, то думаю, насколько это удивительно, и мне кажется, что мы, в самом деле, упускаем что-то важное. Всё, что производится в наше время, предельно нейтрально и просто. Есть кое-что действительно удивительное в прошлом, что мы можем позаимствовать. Но я не предлагаю погрязнуть в прошлом. Мне кажется, что очень важно работать настолько прогрессивно, насколько это возможно.
Я думаю, что очень хорошо было бы создать программу, которая использовала бы шаблоны цветов с печатного производства, вышивки, офорта, стереолитографии – во всех цифровых процессах. Прямо из компьютера – на объект. Я получил грант от Совета Ремёсел и Совета Искусств Лондона на развитие этой идеи. Мы используем метод, в котором система, основанная на узлах, создаёт цветок используя музыку.
Я постоянно интересуюсь современным искусством и ремёслами. Для меня очень важны исторические источники. Каждый раз, когда я работаю над чем-то новым, я провожу исследования по этому вопросу. Когда я начал заниматься вышивкой, я потратил много времени в Музее Виктории и Альберта, изучал образцы английской вышивки 17 века, посетил шведскую выставку сельской вышивки».
Но Бунтье полагает, что технология не способна заменить начальные стадии понимания идеи. Когда он впервые начал исследовать то, что, в конечном счёте, стало Wednesday Light, потребовалось два дня для двух человек, чтобы трудолюбиво вырезать формы из бумаги скальпелем. «Это был огромный труд, и многие дизайнеры уклоняются от этой работы, но, делая это, вы начинаете по-настоящему чувствовать материал».
Цифровые технологии достигли такого уровня развития, что позволяют дизайнеру реализовывать любые свои задумки. Другая ключевая выгода современных цифровых методов заключается в том, что они делают возможным дешёвое массовое производство, которое очень интересует Бунтье. Он проектирует объекты, которые предназначены для жизни. «Я думаю, если бы на них была установлена высока цена, они бы утратили свою идею, — говорит он. — Только сделав их по-настоящему доступными, я реализую их основную концепцию».
Живой иллюстрацией подобного подхода может служить его невероятно популярное творение — Garland lightshade, дешёвая версия Wednesday Light, которая продаётся всего за £15 (и приносит неплохой доход).
В то же время, уважение Торда Бунтье к ручному труду выразилось в одном интереснейшем совместном проекте. Перистая чёрная конструкция Come Rain Come Shine сделана вручную в женском кооперативе Coopa-Roca, 20-летнем экономическом предприятии в трущобах Рио-де-Жанейро. Цель проекта, предложенного Британским Советом, состояла в том, чтобы установить диалог между британскими дизайнерами и их коллегами за рубежом.
В 2008 г. Торд Бунтье работает над разработкой освещения для новой мечети в Абу-Даби. Вместе с сотрудниками своей студии (их всего трое) исследует технологии производства изделий из пластика, разрабатывает изделия из стекла и текстиля. Продолжается сотрудничество со Swarovski.
Торд Бунтье о Tord Boontje
1968 — родился в Энсхеде, Нидерланды 3 октября в 23 часа 50 минут
1969 — завершил грудное вскармливание
1970 — обратил внимание на фиолетовых коров на стене спальни моей сестры
1971 — отказывался говорить до трех лет; и тогда я сказал: «Мама, я голоден, когда мы будем есть?»
1972 — стал индейцем
1973 — эксперимент первый: разбил все окна нашего дома, смог достичь успеха при помощи молотка
1974 — научился имитировать кунг-фу из телевизора
1975 — эксперимент второй: засунул два гвоздя в электрическую розетку
1976 — с радостью пошел в школу «Подсолнечник»
1977 — похоронил в саду мою гвинейскую свинку
1978 — ходил в любой одежде, если она была синего (василькового) цвета
1979 — эксперимент третий: при участии поезда и рулона туалетной бумаги
1980 — проехал 300 километров по Голландии
1981 — отправился на первую в своей жизни настоящую дискотеку
1982 — покрасил свою комнату в чёрный, белый и красный цвет
1983 — носил любую одежду, если она была черного, белого или красного цвета
1984 — начал носить серьгу
1985 — провел субботнюю ночь в «Эврике»
1986 — сделал солнцезащитные очки из перфорированного алюминия и продавал их на улицах Парижа.
1987 — провел субботнюю ночь в Effenaar.
1988 — рылся на свалке промышленных отходов Phillips’
1989 — работал в клубах в Нью-Йорке.
1990 — работал на студии Alchimia в Милане
1991 — окончил Design Academy Eindhoven
1992 — приехал в Лондон и встретился с Эммой
1993 — очень хороший год
1994 — окончил Королевский колледж искусств в Лондоне
1995 — вместе с Ульфом Морицом участвовал на выставке в Амстердаме
1996 — переехал в Peckham, южнее Лондона и создала моя первая студия.
1997 — разработал коллекцию из б/у бутылок tranSglass.
1998 — началась разработка продуктов для Алекандра Макквина
1999 — моя Rough-and-Ready выставлена в Tate Modern
2000 — родилась моя дочь Эвелин
2001— был очарован лошадьми, цветами, кроликами и начал собирать коллекцию для создания среды
2002 — вернулся преподавать в RCA. Сделал люстру для Swarovski
2003 — номинирован Design Museum's как дизайнер года
2004 — представил Happy Ever After на выставке Moroso в Милане
2005 — представлен на выставке в Moss gallery в Нью-Йорке
Мода является для меня большим стимулом. Люблю эксперименты и скорость, с которой идеи воплощаются. В настоящее время я преподаю в Королевском Колледже Искусств и очень рад работать там с Роном Арадом и другими коллегами. Иногда просто собираемся для прогулки в парке, тени деревьев, листья, лужи – очень вдохновляет.
Официальный сайт Торда Бунтье: http://www.tordboontje.com/ |
Добавить комментарий