Joe Colombo. Джо Коломбо

Joe Colombo. Джо Коломбо

Джо Коломбо (Joe Colombo, 30 июля 1930 – 30 июля 1971) — человек, который придумал мебель заново. Большинство дизайнеров, обнаружив, что их работа сорвана, приходит в ярость, но не Джо Коломбо, который сказал бы: «Нам всего лишь придётся сделать это ещё лучше». И если производитель не проявлял такого же энтузиазма, как сам Коломбо, то он не тратил время на пререкания, а находил другую компанию, которая была готова производить его продукт.

Джо Коломбо (настоящее имя — Cesare Colombo) — один из наиболее ярких представителей футурологического дизайна жилой среды 60-х годов. Коломбо — автор множества проектных разработок: мебели и комплексов жилого оборудования, светильников, фототехники и т. п., в ряду которых  как вполне реалистичные и прагматичные объекты массового производства, так и концептуально-футурологические прототипы-инсталляции, выполненные для выставок и крупных международных конкурсов.

Джо Коломбо родился в Милане. Получил художественное образование (живопись) в Академии Брера и архитектурное — в Миланском политехническом институте. Творческое становление Коломбо проходило в среде художественного авангарда (его брат Джанни — выдающийся представитель абстрактно-кинетического направления в искусстве).

В начале профессиональной карьеры занимался архитектурным проектированием, живописью, графикой, организацией производства. В 1951 году он присоединился к «Нуклеарному движению» (Nuclear Painting Movement), возглавляемого Энрико Бай (Enrico Baj) и Серджио Данжело (Sergio Dangelo).

В следующие четыре года работал как художник-экспресиионист и скульптор, выставляя свои работы с другми членами группы. В 1954 г. работает вместе с Бруно Мунари, Энцо Мари и Джило Дорфлес в рамках проекта «Mac-Spazio-Movement»; проектирует три площадки для отдыха на открытом воздухе с телевизионными инсталляциями для Десятого Миланского Триеннале; 1956 — реализует свой первый архитектурный проект. И в 1958 году он оставляет живопись, чтобы полностью посвятить себя дизайну.

C 1959 по 1962 гг. работает в своей семейной электрической фирме, в это же время начинает свои первые опыты в области промышленного дизайна и эксперименты с новыми материалами, в том числе с формованной пластмассой. В 1962 году создает собственный офис в Милане и целиком переключается на дизайн, занимается проектированием изделий используя передовые технологии и новые материалы, главным образом пластмассы.

Первыми проектами Коломбо были в основном проекты для горных отелей и отелей горнолыжных курортов (лыжи были страстью дизайнера, помимо машин и джаза), за интерьеры одного из них — отеля в Сардинии — он получил «IN-Arch». Особого внимания заслуживают потолки этого отеля, для выполнения которых были использованы отражающие свет призмы, выполненные из стекла Perspex концерна «ИКИ».

Коломбо видел свою роль дизайнера в том, чтобы создавать среду будущего. В 60-е во всех своих эссе и на всех выступлениях он подчеркивал существенность тех изменений и тех возможностей, которые дает для создания новых дизайнерских решений использование новых технологий. «Возможности, которые открылись перед нами в связи с развитием аудио-видио технологий, огромны. Изменения в образе жизни людей в связи с этим могут быть существенными. Люди смогут учиться и работать дома. Расстояние в будущем не будут иметь прежнего значения».

Людям будущего, по мнению Коломбо, потребуется новый тип среды обитания: «пространства, которые могут трансформироваться, пространства подходящие для медитации и экспериментов, для интимности и для общения».

Для выполнения этой миссии — создание новой среды — Коломбо применял новые производственные процессы и материалы к существующим типам мебели. Также как и в живописи и скульптуре, в дизайне Коломбо предпочитал смелые изогнутые формы и избегал острых углов и прямых линий. Среди наиболее известных разработок Коломбо: серия светильников для компании O-Luce (например лампа Acrylica (1962), выполненная из Perspex), а также кресла, стулья и табуреты из пластмассы, рассчитанные на крупносерийное производство на потоке методами штамповки, отливки и т. п., в том числе один из первых в Италии стульев, изготовленных целиком из пластмассы, то есть в мономатериале.

Вслед за креслом Elda, созданным в 1963 г. и явившимся первым креслом из стекловолокна большого размера, в 1964 г. Коломбо разработал маленькое кресло, сконструированное из соединенных между собой 3-х элементов из гнутой фанеры, и, наконец, в 1965 году — стул Universale (Универсальный стул) для фирмы Cartell.

Захваченный идеей создания стула из одного материала, Коломбо начал свои эксперименты с алюминием, продолжил с формованной пластмассой и закончил с полипропиленом. Кроме того, что этот стул легко мыть, просто составить один с другим, из него легко можно сделать барный стул, открутив ножки и заменив их на более длинные. В течение 2-х лет Коломбо работал над дизайном и конструкцией стула, чтобы в совершенном виде выпустить его в производство, чего он и добился в 1967 году.

Вместо того, чтобы просто модернизировать существующие типы мебели, Коломбо был полон решимости «переизобрести» их как новые понятия, которые будут лучше подходить для мобильного, изменчивого образа жизни конца 1960-х. Одной из его навязчивых идей было хранение.

Так в начале 1963 года он спроектировал Combi-Centre — контейнер, состоящий из цилиндрических блоков для хранения книг, спиртного или инструментов. В следующем году он создает Man-Woman Container, футуристическую версию дорожного сундука 19 века, в котором полки, ящики и зеркала спрятаны внутри двух объемов: один — для мужчины, другой — для женщины. Эти эксперименты завершились созданием Boby trolley, мобильного блока для хранения с выдвижными полками и ящиками, который до сих пор находится в промышленном производстве.

Время было весьма благосклонно к изобретениям Коломбо. Его стаканы для курящих 1964 года позволяли держать стакан и одновременно курить (стакан зажимался у основания большим пальцем руки). Заядлый курильщик Коломбо также любил трубки и в 1969 году создал Optimal - трубку, не требующую подставки.

Интерес Коломбо к унифицированным мебельным системам не угасал на протяжении всей его жизни и нашел идеальное воплощение в новых моделях конца 60-х — начала 70-х годов (Кресло Tube, Multi Chair) и, главным образом, в футурологических проектах полностью оборудованных жилых ячеек.

Коломбо также предложил новый взгляд на то, как надо сидеть. В 1967 он обнародовал «Дополнительную систему проживания» (Additional living system), состоящую из формованных полиуретановых подушек шести различных размеров, которые можно соединять в различных комбинациях, согласно пожеланиям потребителей. Два года спустя он шагнул ещё дальше, создав стул Tube.

Кресло Tube (1969-1970 гг.) Джо Коломбо сделано из стальных цилиндров, обитых тканью по полиуретановой пене и соединенных резиновыми переходниками. Элементы этого кресла могут быть соединены в большое число комбинаций. Размещавшееся в сумке-торбе, кресло было первым примером мебели, которая продавалась «прямо с полки».

Multi Chair (1971) — кресло-трансформер, состоящее из двух подушек, заполненных полиуретаном, подушки можно использовать отдельно или соединить вместе в различных вариантах, чтобы получить стул, кресло или кушетку.

«Традиционные семьи имеют тенденцию уступать маленьким группам, созданным на основе близости. Мы будем иметь, говоря кратко, естественное племенное общество... Это проживание групп и работа вместе будут требовать нового типа среды обитания: мест, которые могут быть преобразованы, мест, способствующих размышлению и экспериментированию, близости и межличностным взаимоотношениям».

В конце 60-х годов широкую популярность Коломбо принесли его концептуально-футурологические проекты полностью оборудованных жилых ячеек, многофункциональных трансформирующихся микропространств — агрегатов для жилья, напоминающих принципы «материальной установки» конструктивизма и также предполагающих индустриальное поточное производство. Наиболее полное выражение это направление в творчестве Коломбо получило в двух выставочных проектах-прототипах: обитаемая структура, состоящая из серии функциональных блоков, представленная на «Визионе-69» (прототип изготовлен германской химической фирмой «Байер»), и оборудованная жилая ячейка — обитаемый контейнер Total Furnishing («контейнерное жилище» — особая ветвь в футурологии жилой среды тех лет), который в духе идей архитектурного авангарда того времени мыслился одновременно как комбинаторная структурная единица города будущего. В мини среде Visiona мебель превратилась в структурные элементы. Традиционные предметы мебели были заменены блоками, например «Центральным жилым блоком» (Central living block), Ночным блоком (Night Cell) и Кухонным блоком (Kitchen box), таким образом, чтобы создать динамическую и многофункциональную систему. Влок Total Furnishing представлял собой совершенную систему для жизни. Он включал 4 разных блока: кухню, стенной шкаф, ванную и спальню — все на площади в 28 кв.м.

Будущее жилой среды Коломбо видел в таких высоко-технологизированных мобильных многофункциональных блоках-агрегатах («островах»), свободно перемещающихся по единому пространству интерьера, практически лишенного внутренних стен и перегородок, и образующих, в зависимости от потребностей, от ритма жизни, разнообразные, меняющиеся во времени пространственные конфигурации.

Total Furnishing был представлен на выставке, «Италия: новый домашний ландшафт» в Нью-Йорке в 1972, но дизайнер не увидел свое творение на этой выставке, он умер годом раньше от сердечной недостаточности в день своего 41-го года рождения.

За свой короткий творческий период Джо Коломбо стал одним из самых значимых и известных промышленных дизайнеров. Он соединял в себе радикально инновационный подход с пластической, художественно оформленной идеей.

Joe Colombo. Джо Коломбо. Tube chair, 1969 Joe Colombo. Джо Коломбо. Tube chair, 1969
Joe Colombo. Джо Коломбо. Smoke glass, 1964 Joe Colombo. Джо Коломбо. Smoke glass, 1964
Joe Colombo. Джо Коломбо. Multichair. 1970 Joe Colombo. Джо Коломбо. Multichair. 1970
Joe Colombo. Джо Коломбо. Roll chair, 1962 Joe Colombo. Джо Коломбо. Boby, 1969
Joe Colombo. Джо Коломбо. Chair for Kartell, 1964 Joe Colombo. Джо Коломбо. lamp Oluce
Joe Colombo. Джо Коломбо. Total furnishing unit. 1971/72 Joe Colombo. Джо Коломбо. Total furnishing unit. 1971/72
Joe Colombo. Джо Коломбо.  Cabriolet bed, 1969 Joe Colombo. Джо Коломбо.  Cabriolet bed, 1969
Joe Colombo. Джо Коломбо. MINI-KITCHEN. 1963 Joe Colombo. Джо Коломбо. Table lamp
Joe Colombo. Джо Коломбо. Birillo barstool, 1969 Joe Colombo. Джо Коломбо. Recliners
Joe Colombo. Джо Коломбо. Superleggera, 1964 Joe Colombo. Джо Коломбо. Additional Living System, 1967
Joe Colombo. Джо Коломбо. Elda chair, 1963 Joe Colombo. Джо Коломбо и стулья Universale, 1965
поддержать Totalarch

Комментарии

Джо Коломбо : был действительно инноватором в дизайне не боялся чего то нового и не когда не отпускал руки если что то не выходило, всегда искал новые пути. Он соединял в себе радикально инновационный подход с пластической, художественно оформленной идеей/

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)