Toshiyuki Kita. Тошиюки Кита

Toshiyuki Kita. Тошиюки Кита

Тошиюки Кита (Toshiyuki Kita) приложил очень много усилий, чтобы сделать традицию современной. Его дизайнерская концепция – баланс между природой и технологией. Тошиюки Кита – дизайнер на стыке культур, при взгляде на его работы нельзя однозначно определить чей это продукт – этнического японца в Европе или итальянца в Японии. Он профессор отдела проектирования университета Осаки, президент Японской Ассоциации Дизайна – его работы выставлены в Центре Помпиду в Париже и он один из известнейших итальянских  промышленных дизайнеров.

«Обычно люди  понимают дизайн как комбинации цвета и формы. У меня гораздо более целостный подход – концепция состоит в том, чтобы согласовать многие сложные факторы в единую форму, то, что называется гармонией. Элементы изменяются с течением времени, поэтому всегда нужно пересмотреть свои подходы. Мне особенно нравятся проекты, где мне удаётся показать традиционный объект в новом  свете, выявить его природу, фактуру и форму».

«Дизайнер должен думать с трёх точек зрения: потребителя, который приобретает и использует вещи; торговца, который пытается продать вещи потребителю и производителя, который зависит от потребителя и дистрибьютора. Если продукт не продавать, у дизайнера не будет возможности работать. Это банально, но дизайнеру необходимо вписываться в культуру целевой аудитории. Дизайн – это «добавленная стоимость» для бизнеса».

«Я постоянно общаюсь с традиционными ремесленниками, чтобы адаптировать их опыт к современным условиям жизни»

Когда ещё в 70-х годах Тошиюки Кита (Toshiyuki Kita), выдающийся дизайнер современности, попал в Мексику, его посетило тревожное предчувствие конца японской культуры. Выставка культуры инков словно говорила ему: «Если ничего не сделать, то же самое будет и с Японией».

Тошиюки Кита родился в 1942 году в Осаке, Япония. В 1964 году он закончил отделение промышленного дизайна в колледже Нанива (Осака). В 1969 году начал работать сначала в Японии, а затем переехал в Милан.

Но, переехав в Италию, он по-прежнему остро ощущает связь со своими корнями и всей душой болеет за сохранение подлинной японской культуры. Кита делает всё, что в его силах, но по-прежнему считает, что Япония убивает сама себя, так как со времён окончания войны местное население стремилось стать европеизированным. 

Они делали вид, что многовековая история страны не имеет к ним никакого отношения, таким образом, теряя важные аспекты своей культуры.

Соэцу Янаги (Soetsu Yanagi), основатель японского движения Искусств и Ремёсел в 20-х годах прошлого века писал: «Западное знание – это благословение в терминах объёма, но огромная потеря в терминах качества. Если потеряно качество, всё потеряно». Кита чувствует это. «Япония переживает свои последние дни, потому что люди считают, что в мире есть что-то лучшее. Они уплывут куда-то далеко. И когда они совершат круг и вернутся назад, всё уже будет кончено».

К сожалению, среди широкой аудитории поверхностное понимание западной культуры вытеснило цельное виденье японской. Это удерживает дизайнера на стыке культур. Большинство японцев не способно принять его инновационные формы в работе с лаком и бумажными объектами, они не могут разглядеть японские ценности в его «европеизированной» мебели.

Внутри, тем не менее, Кита остаётся неисправимым оптимистом. Чтобы помочь развитию новой японской эстетики, дизайнер на протяжении последних тридцати лет путешествует по стране, забираясь в самые потаённые уголки, где встречается с ремесленниками и помогает им разработать продаваемый дизайн. Кроме того, он изучает иностранные языки, чтобы облегчить взаимодействие с потенциальными покупателями по всему миру. Абсолютно непостижимый успех в мире стимулирует внутренний рынок Японии, потому что Япония находится в рабстве у Запада.

Дизайнер имел большой успех в Италии, где он работал с начала 70-х годов, продавая светильники и предметы для сервировки стола, а затем обратившись к производству и реализации мебели. Все его усилия направлены на то, чтобы, в конечном счёте, плоды успеха вернулись в Японию. Этот окольный путь, тем не менее, — единственный возможный способ заставить японцев оценить их собственную культуру. Спустя почти тридцать лет японский рынок, наконец, вновь обращается к истокам.

Фавориты Кита среди японских ремёсел – washi (японская бумага) и urushi (лак). В своей книге Washi and Urushi, Reinterpretation of Tradition, (Rikuyosha, Tokyo, 1999 год) дизайнер представляет индивидуальных ремесленников, которым его международная деятельность помогла продолжать работать, рассказывает о своём долгом «романе» с этими материалами и традициях, с ними связанных. Когда-то washi производилась по всей Японии и служила материалом для всего подряд, от одежды и зонтиков, до абажуров и доступной посуды.

Как и в лаковом бизнесе, в производстве бумаги механизированное массовое производство разорвало цепочку личных взаимоотношений между клиентами и ремесленниками, которые на протяжении столетий были ключом к ведению дел. В результате бумага и лак превратились в небольшую изолированную нишу в жизни Японии, своего рода одиночное заключение перед смертью.

Кита стремится восстановить цепочку взаимоотношений, при этом, всячески культивируя мудрость поколения ремесленников, чьей главной заботой были красота и удобство производимых товаров.

Бумажные лампы от Кита полезны и непретенциозны. Tako («бумажный змей», 1971 год) вовлекает потребителей в игру – шнур похож на бечёвку бумажного змея. Pao, изготавливаемый в различных цветовых вариантах, может быть размещён где угодно благодаря функциональному крючку. Даже бамбуковые лампы-корзины больше похожи на утилитарные ёмкости, чем на драгоценные артефакты.

«Лак, – говорит Кита, – словно диск с информацией, отправленный нам нашими предками». Столетие назад японские праздники представляли собой собрание гостей, каждый из которых сидел на отдельной циновке. Присутствующим подавали крошечные порции в лакированной посуде на лакированных подносах. Теперь же японцы веселятся на европейский манер — сами себя обслуживают, накладывая еду из простых тарелок, расставленных на больших столах.

Посуда, которую делает Тошиюки Кита, может показаться европейцам японской, но её форма и размер далеко не аутентичны. Она подходит для тех немногих, кто способен узнать традиционную красоту и одновременно принять её новизну.

Мебель в Японии компактна, портативна, и скрыта от глаз. Но, как и любой современный японец его возраста, Кита рос под весьма ограниченным влиянием западной мебели. У его семьи был диван, но они считали его чисто утилитарной вещью и держали исключительно для гостей. Единственное его воспоминание об удобной мебели связано с небольшим складным столиком, который ставился у стены, когда был не нужен.

К сожалению, со времён окончания войны каждый достаточно состоятельный человек предпринял попытку подражания западным интерьерам. Теперь популярно заменять скромный чайный столик chabudai массивной деревянной плитой кухонного стола, а подвижную стопку циновок zabuton – неуклюжими стульями или, в гостиной, абсолютно неподвижным и скучным диваном, обитым унылым полиэстером.

Мебель, которую Кита производит в Италии, игрива и красочна, и на западный взгляд не совсем японская, но она отражает тот самый принцип взаимодействия, к которому Кита был приучен с раннего детства. Дизайнер вспоминает, что тогда разные поколения общались друг с другом, а сейчас это общение полностью исчезло, что делает нас оторванными от прошлого.

Раньше двери деревянных домиков городских кварталов были распахнуты для всех. Гостеприимные комнаты приглашали зайти, а из груд циновок дети могли строить целые крепости для игры. Знаменитая софа Saruyama (также известная как monkey mountain, «обезьянья горка», 1968 год) – та самая детская площадка; несколько человек могут сидеть или лежать на ней, как им вздумается.

Другие его вещи также неуловимо связаны с воспоминаниями детства и, вместе с тем, играют сочными цветами и необычными деталями. Wink (1980 год) – разноцветное подвижное кресло-трансформер. Стулья Aki, Biki, Canta (1996 год) (первые буквы итальянского алфавита) обтянуты яркой тканью и по форме напоминают соответствующие литеры.

Многие из этих вещей были придуманы десятилетия назад и с начала 1990-х изготавливаются и продаются в Италии, но лишь недавно они стали продаваться и в Японии. Они слишком красочны на вкус японцев и больше нужны для игры, чем для жизни. Если бы люди смотрели глубже, они бы, несомненно, увидели японские истоки этих вещей.

Начав когда-то с Two points watch (1991 год) – часов с двумя циферблатами и Multi lingual chair (1992 год) – кресла для конференций, Кита продолжает свои искания в области дизайна технических устройств.

С 2001 года Кита создаёт несколько вариантов дизайна LCD-телевизора AQUOS для SHARP, корпоративного спонсора его масштабной выставки в апреле 2001 года в Милане. За ними следует ярко-жёлтый робот Wakamaru (2003 год) для MITSUBISHI HEAVY INDUSTRIES, который умеет распознавать голоса и лица и выполняет команды. Но все сложные технологические новинки, над которыми работал дизайнер, сделаны с юмором и любовью и потому кажутся почти живыми.

«Сто лет назад, завтра, через сто лет, – говорит Кита, – не имеет значения». Наше внутренне пространство остаётся неизменным. Но мы живём в мире, которым правят технологии, и он подвержен постоянным преобразованиям. Сегодня очень важно поддерживать идеальный баланс между исторически неизменным внутренним миром и внешним миром, которым управляют извне.

Работы Тошиюки Кита – выражение этого баланса.

Использован текст Марины Петренко

Toshiyuki Kita. Тошиюки Кита. TRONCO. Stile LIFE. 2007 Toshiyuki Kita. Тошиюки Кита. AOYA.TANIGUCHI WASHI. 2005
Toshiyuki Kita. Тошиюки Кита. SARUYAMA. MOROSO. 1967 Toshiyuki Kita. Тошиюки Кита. WINK. CASSINA. 1980
Toshiyuki Kita. Тошиюки Кита. XELA. NIHON YOSHOKKI. 2005 Toshiyuki Kita. Тошиюки Кита. KICK. CASSINA. 1983
Toshiyuki Kita. Тошиюки Кита. MULTI LINGUAL CHAIR. SEVILLE EXPO. 1992 Toshiyuki Kita. Тошиюки Кита. KYO. Stile LIFE. 1983
Toshiyuki Kita. Тошиюки Кита. AKI. BIKI. CANTA. CASSINA. 1996 Toshiyuki Kita. Тошиюки Кита. DODO
Toshiyuki Kita. Тошиюки Кита. WAKAMARU. Mitsubishi Heavy Industries. 2002 Toshiyuki Kita. Тошиюки Кита. Megpoint. MINERVA. 2004
Toshiyuki Kita. Тошиюки Кита. HANA. ARITA nanakura. 2002 Toshiyuki Kita. Тошиюки Кита. TWO POINTS WATCH. MIZ. 1991
Toshiyuki Kita. Тошиюки Кита. PAO. Stile LIFE. 1994 Toshiyuki Kita. Тошиюки Кита. RONDINE. MAGIS. 1991
Toshiyuki Kita. Тошиюки Кита. PEWTER COLLECTIONS. MARIAGE FRERES. 1994 Toshiyuki Kita. Тошиюки Кита. BEO. INTERPROFILE. 1992
Toshiyuki Kita. Тошиюки Кита. TOK. Variér Furniture. 2005 Toshiyuki Kita. Тошиюки Кита. RIZO. ZOJIRUSHI. 2006
поддержать Totalarch

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)