Achille Castiglioni. Акилле Кастильони
Итальянский дизайнер Акилле Кастильони (Achille Castiglioni, 1918—2002) родился в Милане. Изучал архитектуру в политехническом университете Милана и в 1944 году создал конструкторское бюро со своим братьям, Ливио (1911—1979) и Пьером Джакомо (1913—1968 ) (Livio and Pier Giacomo). Их совместный проект станет одним из самых остроумных, элегантных и новаторских объединений в мире современного дизайна. Они работали по принципам, которые должны перестроить объект функции, форму и производственный процесс, и применяли эти тезисы ко всем работам, которые они производили. Кастильони описал этот процесс: «Начать с нуля. Придерживаться здравого смысла. Знайте свои цели и средства».
С 1950 года братья Кастильони становятся публичными дизайнерами. Первые из их произведений, которые сделали их знаменитыми — стул «Mezzadro» — трансформированный из сидения для трактора и стул «Sella» — Седло — комбинированный из велосипедного седла и чугунной полусферы. По поводу «Sella» сам Акилле Кастильони говорил: «Когда я звоню по телефону, я люблю двигаться, ходить вокруг телефона, но я также хотел бы сидеть, но не полностью». И Sella, и Mezzadro принадлежат, по классификации самого Кастильони, к объектам Ready-made, т.е. к объектам, созданным из готовых предметов повседневной жизни. Дизайнер не менял их внешний вид, а лишь дал уже привычным предметам новую жизнь.
Оба произведения служат свидетельством того, что значительное влияние на итальянский дизайн середины XX века оказал американский поп-арт, неуклонно толкавший дизайнеров к избавлению от старых канонов.
Другая группа объектов, созданных Кастильони, это Redesigned Objects, т.е. объекты, которые были подвергнуты изменениям, и получили благодаря новому дизайну необычное решение.
К этой группе относится складной кофейный столик Cumano (1979), наглядно демонстрирующий приём Кастильони: он выбирает объект, который существует десятилетия, иногда века, и изменяет его согласно новым технологиям и требованиям современной жизни. Дизайнер модернизировал классический маленький кофейный стол и сделал его складным посредством введения складного соединения. Он также пробивает отверстие в столешнице так, чтобы стол было удобно брать при переноске или повесить на стену в качестве декоративного элемента.
К этой группе относится и кофейный стол Basello (1989), в котором 2—3 полки нанизаны на ножку, что позволяет им вращаться вокруг оси. Вслед за Basello появилась и книжная полка Joy (1990): семь полок собраны на единую ось и могут вокруг неё свободно вращаться. Таким образом, повернув все полки в одну сторону, конструкцию можно поставить вдоль стены или, развернув полки в разные стороны, поставить её в центре комнаты.
К группе Minimalist относится, например, напольная лампа Luminator (1955), простая, как рисунок ребёнка. Главное тело лампы — труба, которую венчает маленькая луковица. Труба опирается на треногу из тонких ножек. Электрический провод идёт от основания, как хвост.
К экспрессионистским объектам относится пылесос Spalter (1956). Братья Кастильони превратили пылесос в образец органичной скульптуры. Революционная модель Spalter легко катилась по полу. А прикрепив ремни, её можно было повесить на спину и тогда уже делать уборку практически гуляючи. В дизайне пылесоса Акилле и Пьер Джакомо нашли ту магическую формулу, благодаря которой предмет смотрелся технически впечатляющим, внушающим доверие, был удобен для потребителя и одновременно легко вписывался в домашнюю среду.
Кастильони также разработана «RR126» аудиосистема (1965) — «музыкальным животное», и считался одним из его «Экспрессионистских объектов».
В созданных Кастильони объектах удивительно удачно соединились их функциональность и оригинальный дизайн. Прежде всего дизайнер исходил из потребительских качеств предмета, считая, что: «Человек, создающий изделие, значит гораздо меньше, чем та польза, которую оно принесет. Главное, чтобы оно было нужно людям и получилось доступным всем». Никогда не забывая про «полезность» изделия, своими функционально ясными, но в то же время шутливыми объектами, Кастильоне показал, что форма и функциональность, хотя и являются главными составляющими успешного проекта, не могут являться единственными интересами дизайнера. Мастер считал, что «задача дизайнера в том, чтобы вызывать любопытство, доставлять радость и будоражить чувства».
Дизайнерские идеи Кастильони используют такие фирмы как: Alessi, Bernini, Brionvega, Cassina, Danese, De Padova, Flos Fontana Arte, Fusital, Ideal Standard, Interflex, Kartell, Lancia, Marcatre, Olivetti, Up & Up, Vlm, Zanotta и другие.
Четырнадцать работ Achille Castiglioni выставлены в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Есть его работы и в музеях Лондона, Монако, Праги, Иерусалима, Гамбурга, Денвера, Цюриха и других городов мира.
Он является обладателем девяти наград премии «Compasso d'Oro» и множества других международных призов. Кроме того, его личные выставки проходили в различных музеях всего мира.
В 1956 году Кастильони организуют Ассоциацию Промышленного Дизайна. В 1957 году проводят шоу под названием «Forme e Colori nella Casa d'Oggi» на Olmo Villa в Комо, где выставили серии своих конструкций.
Свой опыт он щедро передавал молодым дизайнерам: сначала в Политехническом институте в Турине, в 1969 году и затем вёл класс промышленного дизайна в архитектурно-политехническом университете Милана; был почётным членом и консультантом в Колледже искусства и дизайна в Пасадене и Монтрё и почётным членом факультета дизайнеров в Королевской академии искусств Лондона.
Совместная работа братьев Кастильони в течение двадцати пяти лет оказывала серьёзное влияние на итальянский дизайн. Это именно они основали в середине века миланскую выставку «Триеннале» и Ассоциацию индустриального дизайна АDI, а в 1954 году учредили премию «Золотой циркуль», и поныне пользующуюся устойчивым авторитетом во всём мире.
Метод Акилле Кастильони – иметь «постоянный и последовательный способ проектирования, не принадлежащий к какому-либо конкретному стилю», постоянно помогал ему в создании новых продуктов и инновационной деятельности.
Премии:
— “Compasso d’Oro” 1955 (Luminator floor lamp)
— “Compasso d’Oro” 1960 (T 12 Palini chair)
— “Compasso d’Oro” 1962 (Pitagora espresso machine)
— “Compasso d’Oro” 1964 (Spinamatic beer spigot)
— “Compasso d’Oro” 1967 (translator’s earphones)
— “Compasso d’Oro” 1979 (Parentesi lamp)
— “Compasso d’Oro” 1979 (Omsa hospital bed)
— “Compasso d’Oro” 1984 (Dry cutlery)
— “Compasso d’Oro” 1989 (премия особого внимания к профессии).
1985 — Почетный член "Комитета советников" в Art Center колледжа дизайна (Пасадена, штат Калифорния и Монтре, Швейцария).
1986 — Почетный член Королевского факультет дизайнеров по промышленности, Королевского общества искусств (Лондон).
1987 — Почетный диплом из Королевского колледжа искусств (Лондон).
1993 — Ежегодная награда от "Высшего общества дизайнеров" (Лондон).
1994 — "Primavera del Design" Премии Департамента культуры (Каталония).
1995 — "Art sur Table" Премии Национального совета Кулинарного искусства (Париж).
1996 — "IF Design Wettbewerb" Премии Industrie Forum Design (Ганновер).
1996 — "Longevity-Langlebigkeit" Премия Design Center (Штутгарт).
1999 — "Domus/INARCH 1998” Award from INARCH.
1999 — "Targa d´Oro Unione Italiana per il Disegno" Премия факультета архитектуры в Генуе.
1999 — Wins the Enel "Sostegni per l´Ambiente" конкурса вместе с Michele De Lucchi.
2001 — Industrial Design Honoris Causa факультет Миланского политехнического университета.
Добавить комментарий