Ettore Sottsass. Этторе Соттсасс

Ettore Sottsass. Этторе Соттсасс

Этторе Соттсасс (Ettore Sottsass, 1917-2007) — выдающийся дизайнер, архитектор, художник, теоретик и философ проектной культуры. Символ «итальянской альтернативы» в дизайне и основатель знаменитого объединения «Мемфис».

«Мы не можем и не должны цепляться за какие-либо предустановленные иконографические схемы, но, напротив, должны и вынуждены — реальность заставляет — постоянно обновляться»

Двойственность Этторе Соттсасса стала главным источником мифов о нем. Сочетание бунтарства и профессионализма, увлечение мистикой и гиперфункциональность проектов. К концу 60-х он становится чем-то вроде Учителя и Пророка для бунтующей дизайнерской молодежи.

Его двойственность — это источник творческой свободы, между полярными знаками профессионала промышленного дизайна и лидера альтернативной проектной культуры тянутся многочисленные переплетенные ниточки взаимосвязей.

Этторе Соттсасс посвятил свою жизнь и работу демонтажу прошлого в роли художника, архитектора, индустриального дизайнера, производителя стекла, издателя, теоретика и керамиста. Ему предшествовала рационалистическая доктрина его отца, Этторе Соттсасса-среднего, известного итальянского архитектора. Хотя Этторе-младший и любил своих родителей, он предпочитал другой подход. «Когда я был молод, всё, о чём мы когда-либо слышали, был функционализм, функционализм, функционализм. Этого недостаточно. Дизайн должен также быть чувственным и захватывающим».

Рождённому в австрийском Инсбруке, на родине своей матери, в 1917 году, Этторе-младшему была с раннего детства предначертана карьера архитектора. Его родители переехали в Турин в 1929 году, потому что именно здесь находился лучший факультет архитектуры в Италии, и Этторе-средний хотел, чтобы его сын учился именно там. Хотя он очень любил рисовать, юный Этторе согласился с пожеланиями отца и получил степень архитектуры в 1939 году. Во время учебы писал статьи по искусству и дизайну интерьера совместно с туринским дизайнером Луиджи Спаззанпан (Luigi Spazzanpan).

Едва он получил высшее образование, как его призвали в итальянскую армию, но большую часть Второй мировой войны он провёл в югославском концентрационном лагере. «Не было ничего храброго или приятного в смешной войне, в которой я сражался. Я ничему не научился за это время. Это была трата времени».

После войны он вместе с отцом работал над объектами жилищного строительства в архитектурном бюро Giuseppe Pagano до самой поездки в Милан в 1946 году, где он курировал выставку ремёсел на Триеннале. В 1947 году в Милане открыл свое дизайн-бюро, Studio. В течение следующего десятилетия Соттсасс продолжал это кураторство, так же как и следование своей страсти к живописи; он писал для Domus, художественного и архитектурного журнала, основанного Gio Ponti, проектировал декорации и реквизит и начал своё дело как архитектор и промышленный дизайнер.

В 1956 году Соттсасс и его первая жена, Фернанда Пивано (Fernanda Pivano), путешествовали по Нью-Йорку. «Это действительно было похоже на «Метрополис» (фильм Фритца Ланга, 1926 год): каждый носится вокруг, никого не заботит крик. Это было невероятно, фактически я изменился от и до».

Ему было поручено создать серию изделий из керамики за время посещения города. Месяц работы в студии американского дизайнера Джорджа Нельсона вдохновил Соттсасса сконцентрироваться на промышленном дизайне, а не архитектуре.

Вернувшись в Италию, Соттсасс согласился стать творческим консультантом Polotronova, фабрики мебели около Флоренции. В 1958 году он взял на себя более ответственную роль консультанта недавно созданного подразделения электроники Olivetti, итальянской индустриальной группы. Соттсасс был нанят Адриано Оливетти (Adriano Olivetti), основателем компании, чтобы работать бок о бок с его сыном, Роберто (Roberto Olivetti). Вместе с инженером Марио Чу (Mario Tchou) они создали ряд значительных продуктов, которые были технически инновационными и эстетически привлекательными благодаря любви Соттсасса к поп-арту и культуре битников. Они выиграли престижный конкурс Compasso d'Oro в 1959 году с Elea 9003, первым итальянским калькулятором, и усовершенствовали дизайн пишущей машинки в первой электрической модели Olivetti, Tekne.

В 1962 году Соттсасс опубликовал в «Domus» статью «Дизайн». Основная идея этой статьи — дизайн имеет дело не с функцией и рациональностью вещи, а со средой, с культурной атмосферой, в которую погружен объект. Вещь воспринимается как магический объект, но не как орудие для выполнения функции. Отсюда — «медитативный дизайн», спонтанность, авторский жест - проектный стиль Соттсасса.

К началу 60-х Соттсасс завоевывает широкую популярность в среде альтернативного дизайна. Его студия вскоре превратилась в авангардную творческую лабораторию, самое модное место встреч независимой и передовой молодежи Милана. Но одновременно Соттсасс зарабатывает репутацию серьезного промышленного дизайнера своими проектами для компании «Оливетти» (Olivetti). За двадцать лет сотрудничества с Olivetti Соттсасс создал немало прекрасных вещей, многие из которых стали знаковыми - калькулятор Logos 27 (1963), печатных машинок Praxis 48 (1964), Valentine (1969). Портативная пишущая машинка Valentine изготавливалась из яркой красной дешевой пластмассы в сочетании с активно-желтыми бобинами - и из орудия труда превратилась в инструмент для творчества.

В технический промышленный объект внедрился стиль поп-культуры. Сегодня самую любимую машинку секретарш уже не встретишь ни в одной бухгалтерской конторе, зато ее можно увидеть в Музее современного искусства в Нью-Йорке (MoMA). Valentine стала музейным экспонатом так же, как и многие другие вещи Этторе Соттсасса, хотя Соттсасс позже отказался от Valentine как от «слишком очевидной, немного похожей на девочку, носящую очень короткую юбку и слишком много косметики».  

Одним из самых выдающихся его проектов для Olivetti была Elea 9003 — электронно-вычислительная система (1959), за дизайн которой Соттсасс был награжден премией Compasso d'Oro (Золотой циркуль). Чтобы сделать компьютер легко управляемым, понятным для пользователя, Соттсасс прибег к принципам модульности и семантической определённости. Ввёл систему цветов, разделяющих операционные зоны. Корпуса машин облачил в большие полированные листы алюминия, подойдя к соотношению объёмов с позиций архитектуры. Эти объекты можно было в каждом интерьере устанавливать по-своему, не обязательно придвигая к стене.

Важным, гибким и экономичным нововведением Соттсасса стало решение не прятать кабели и провода в полу, а заключать в корпус и размещать поверху.

В течение 60-х Соттсасс путешествовал по США и Индии, оставаясь центральной фигурой в итальянском авангарде. Его мебель имела также сильное влияние в дизайнерском сообществе, особенно созданные в середине 60-х для Polotronova туалетные кабинки «superbox», отделанные полосатым пластиковым ламинатом.

Куда бы он ни ехал, Этторе Соттсасс берёт с собой камеру, чтобы фотографировать всё, что попадается ему на глаза. Двери, храмы, кухни, доски объявлений: ничто не может избежать его объектива. Это человек, который сделал 1 780 фотографий за двенадцать однодневных поездок в Южную Америку. Который забавлялся с публикацией книги, состоящей из фотографий стен, и в течение многих лет фотографировал каждый гостиничный номер, в котором он спал с женщиной.

Однажды в Марселе Соттсасс фотографировал вывеску парикмахерской, когда его заставили сдать камеру. Это место оказалось местом сборища контрабандистов. В Египте он фотографировал окно с прогнившей рамой, когда к нему устремилась полиция. Окно принадлежало отделению полиции.

«Самые нормальные люди (не только полицейские) не любят сталкиваться с тем фактом, что все вещи в конечном счёте распадаются.  Я полагаю, что будущее только начинается, когда прошлое полностью демонтировано, его логика превратилась в пыль, и ностальгия — всё, что остаётся».

В творческом методе Соттсасса удивительным образом сочетались бунтарство и профессионализм. С равным успехом он работает как «серьезном» функциональном стиле, развивая идею «нейтральной» формы, так и в «альтернативном дизайне», став одним из его идеологов. В альтернативном ключе он создает серии монументальной керамики и мебель для фирмы Poltranova.

Как выдающийся член движения Радикального дизайна, Соттсасс стал одним из основателей группы Global Tools (1973) — школы радикального дизайна и архитектуры. Ирония и критицизм, обращение к экологии и протесты против ограничений творческой свободы, нарочитое обыгрывание кича, дурновкусия и при этом создание идеальных архитектурных проектов — вот что занимало членов Global Tools. В целом группа создавалась не для проектирования реальных объектов, а ради дискуссий, общения, осознания и проработки новых идей.

К середине 1970-х годов Радикальный дизайн пережил пик своего расцвета, надежды на социальные изменения через дизайн и архитектуру не оправдались. Но это течение вымостило путь для появления новых лидеров поп-дизайна, «Алхимии» и «Мемфиса», эффективно и всесторонне обновивших итальянский дизайн. С 1981 по 1988 Соттсасс был лидером группы «Мемфис», которая под его руководством стала центральным явлением в создании интернационального движения Постмодернизма.

Сначала (в конце 1970-х) группа существовала как отделение студии «Алхимия» — галереи экспериментальных работ, не предназначенных для промышленного производства. Дизайн студии был элитарен и осознано интеллектуален. Продвижение придуманных Алессандро Мендини (Alessandro Mendini) — творческого лидера студии — направлений «re-design» и «банальный дизайн» стало главным в идеологии студии «Алхимия», и Соттсасс который находил такой подход слишком ограниченным, покинул группу и основал новое объединение — «Мемфис». В команду вошли Андреа Бранци (Andrea Branzi), Микеле де Люччи (Michele De Lucchi),  Джордж Соуден (George Sowden), Маттео Тан (Matteo Thun) и Натали дю Паскье (Nathalie du Pasquier).

80-е прошли под знаком «Мемфиса» — его стиль стал наиболее влиятельным в мировом дизайне. Они играли текстурой, красками, формами, сочетая свободу творческого самовыражения и проектный реализм. Смешение тем и косвенное цитирование стилей прошлого, используемое дизайнерами «Мемфиса», способствовали созданию стилистики постмодернистского дизайна.

«Memphis» воплотил темы, с которыми Соттсасс экспериментировал, начиная с середины 1960-х, когда создавал «superbox»: яркие цвета, провинциальный кич и дешёвые материалы. Но на сей раз они захватили внимание не только знатоков дизайна, но и средств массовой информации, и идеи «Memphis» (названный в честь известной песни Боба Дилана) были провозглашены будущим дизайна. Для молодых дизайнеров того времени это был интеллектуальный громоотвод, который освободил их от сухого рационализма, преподаваемого тогда в колледжах, и позволил им принять более гибкий, концептуальный подход к проектированию. Работы мемфисского коллектива выставлялись по всему миру, пока Соттсасс не покинул сообщество в начале 1985 года, а в 1988 году группа распалась.

Он сконцентрировался на новом объединении — Sottsass Associati, архитектурной и дизайнерской группе, где он работал как с прежними мемфисскими членами — Альдо Чибиком (Aldo Cibic), Маттео Туном (Matteo Thun) и Марко Дзанини (Marco Zanini), так и с молодыми дарованиями, такими, как промышленный дизайнер Джеймс Ирвин (James Irvin) и архитектор Джоанна Граундер (Johanna Grawunder).

Студия проектирует мебель, аксессуары, бутики (в частности, для магазинов Fiorucci, Еsprit — начиная от архитектуры и заканчивая внутренним оформлением). Вообще, в конце 80-х Sottsass Associati выполнила много архитектурных проектов, среди них несколько частных домов в США, в штате Колорадо, частный дом в Palo Alto, общественное здание David Kelley, Malpensa 2000 — здание нового аэропорта около Милана, бар Zibibbo в Японии (1988) и другие. Sotsass Associati также работал с такими компаниями, как Apple, NTT, Philips и Siemens, в то же время Соттсасс продолжает индивидуальную деятельность, создавая предметы из стекла и керамики, он разрабатывает дизайн ювелирных изделий для Cleto Munari, изделий из металла для Alessi, мебели, изделий из стекла и керамики для Design Gallery в Милане и столовых приборов для Swid Powell.

Вплоть до своей кончины в 2007 году Этторе Соттсасс много работал в своей миланской студии, почти ежегодно выступал с новыми проектами.

Названный критиком и директором «Мемфиса» Барбарой Радис (Barbara Radice) «культурным кочевником», Соттсасс через всю свою карьеру пронес почти «антропологический» подход к дизайну, черпая вдохновение из поп культуры, в стилях прошлого, а также из своего личного жизненного опыта. Соттсасс был ведущей фигурой радикального дизайна в 1970-х и стал одним из самых выдающихся представителей пост-модернизма в дизайне 1980-х годов. Отражая мятежный характер своего создателя, работы Соттсасса колеблются от поэтических до игривых и пышно красочных. Они всегда крайне интересны, иногда спорны, но никогда — слабы или скучны.

Исследователи творчества Этторе Соттсасса единодушно признают, что дизайнер окончательно «повзрослел» с наступлением 90-х годов. Он больше не увлекается яркими цветами и странными формами, его дизайн стал более зрелым, продуманным и техничным.

«В самом начале своей карьеры я был слишком агрессивен и самонадеян. Я мог думать только о вековом функционализме вещей и пытался найти самый функциональный стиль... С годами я обрел новый источник вдохновения. Я просто задал себе вопрос, а что бы я мог предложить обществу, людям, которые меня окружают? Все мои последующие упражнения в дизайне — поиск ответа на этот вопрос».

Мнение Жана Пигоцци, для которого Соттсасс оформил лондонскую квартиру: «Чем старше становится Этторе, тем больше оригинальности в его работах. Меньше цвета, меньше странных форм, но больше элегантности, ума».

«Современная техника создала себе стерильный образ обученного, цивилизованного, правильного человека, человека-автомата, которого в реальности нет и не может быть. Магия же обращена к человеку еще не образованному, «сырому», более индивидуальному, более наивному и неожиданному в своих проявлениях и, по-видимому, более свободному. И для меня дизайн интересен лишь тогда, когда он имеет дело именно с таким человеком и с глобальной культурной атмосферой его существования»

«Лишь вещи, как катализаторы мифа, обряда, ритуала позволяют мне ощутить реальность моей жизни, лишь с ними я могу жить и живу: это и китайская чайная чашка, и фотообъектив с его мистической точностью, и хирургический инструмент — не потому, что он функционален, а потому, что побеждает смерть, это американские автострады и конструкция ЭВМ, это дворцы японских императоров и арабские дворцы Испании - все это стимулирует мои жесты и мысли, объясняет прошлое и будущее... Главная проблема, которая стоит перед дизайнером, — это выйти из порочного круга рационализма и найти иной путь, который помог бы воссоединить разорванные связи и восполнить утраченные звенья человеческой среды»

 

Биография Этторе Соттсасса:

1917 —  Родился  в Инсбруке, Австрия, отец —  итальянский архитектор Ettore Sottsass- старший, мать —  австрийка  Antonia Peintner.

1929 — Семья переезжает в Турин, где Этторе Саттсасс имеет возможность обучаться архитектуре.

1936 — Поездки в Париж по собственной инициативе. Из-за отсутствия денег ночует в ночлежках возле Gare du Lyon и питается консервированными фруктами.

1939 — Оканчивает обучение на архитектора и призывается в итальянскую армию. Проводит большую часть Второй Мировой войны в лагере для военнопленных.

1945 — Возвращается домой и работает у отца.

1946 — Переезжает в Милан. Начинает сотрудничество с Domus. Начинает собственную архитектурную практику.

1956 — Поездка в Нью-Йорк для работы в студии Джорджа Нельсона. По возвращению в Италию предложение по разработке мебели для Polotronova.

1958 — Назначен консультантом по разработке в  новом отделе Olivetti.

1959 — Разработка калькулятора Elea 9003 и электронной пишущей машинки Tekne.

1961 — Путешествует по Индии в течение трех месяцев, по возвращении в Милан госпитализирован с неизвестным диагнозом; Роберто Оливетти отправляет Соттсасса в США для лечения.

1965 — Дизайн керамики  «Тотем» и первые туалетные шкафы —«superbox» ламинированные полосатым пластиком. Соттсасс описывает их как «сумасшедшие вещи».

1967 — Становится соучредителем литературного журнала «Planeta Fresco» (совместно с Алленом Гинсбергом).

1970 — Пишущая машинка  Valentine выигрывает Compasso d'Oro. Этторе Соттсасс руководит рекламной компанией Valentine, проводимой по всему миру.

1972 — Участвует в проекте «Новый домашний ландшафт» в МоМА, Нью-Йорк.

1973 — основывает концептуальные школы проектирования  Archizoom и Superstudio.

1978 — Сотрудничает с Алессандро Мендини (Alessandro Mendini) и Андреа Бранци (Andrea Branzi) в студии Alchymia  на выставке «Новый дизайн мебели» на миланской мебельной ярмарке.

1980 — Покидает Alchymia и создаёт Memphis.

1981 —  На открытии выставки Memphis в Милане пришло более 2000 человек. В этом же году Этторе Соттсасс создаёт Sottsass Associati.

1985 — Этторе Соттсасс объявляет о том, что он покидает  Memphis и возвращается к архитектурной практике и промышленному дизайну в  Sottsass Associati.

2000 — Sottsass Associati проектирует аэропорт Malpensa в Милане

2001 — Возвращение группы Memphis, начинается с открытия экспозиции в Музее Дизайна.

2007 — Выставка  Этторе Соттсасса «Work in Progress» в Музее Дизайна.

2007 — Ettore Sottsass умирает в Милане

Ettore Sottsass. Этторе Соттсасс. Carlton cabinet for Memphis, 1981 Ettore Sottsass. Этторе Соттсасс Ettore Sottsass. Этторе Соттсасс
Ettore Sottsass. Этторе Соттсасс Ettore Sottsass. Этторе Соттсасс Ettore Sottsass. Этторе Соттсасс
Ettore Sottsass. Этторе Соттсасс. Tahiti lamp, 1981 Ettore Sottsass. Этторе Соттсасс. Печатная машинка Valentine, 1969 Ettore Sottsass. Этторе Соттсасс
Ettore Sottsass. Этторе Соттсасс Ettore Sottsass. Этторе Соттсасс. Лампа Ashoka, 1981 Ettore Sottsass. Этторе Соттсасс. Abat-Jour Table Lamp
Ettore Sottsass. Этторе Соттсасс Ettore Sottsass. Этторе Соттсасс. Totems
Ettore Sottsass. Этторе Соттсасс Ettore Sottsass. Этторе Соттсасс - Sottsass Associati. Аэропорт Malpensa, Милан
поддержать Totalarch

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)