Antonio Citterio. Антонио Читтерио
Антонио Читтерио (Antonio Citterio) — итальянский архитектор и один из лидеров промышленного дизайна. Некоторые созданные им объекты по праву вошли в экспозиции самых известных музеев мира, в том числе нью-йоркского Музея современного искусства и парижского центра Пампиду. Среди его архитектурных проектов — реставрация картинной галереи Брера в Милане и отели «Bulgari» в Милане и на Бали. Дизайнер активно работает в мире моды: его интерьеры служат отличными декорациями для элитных итальянских марок одежды. Читтерио разрабатывает стиль для «Ermenegildo Zegna», «Cerruti», «Emanuel Ungano», «Zegna sport», «Barvikha Hotel & SPA», «W St. Petersburg», «Bvlgari Milan».
«Я создаю простую архитектуру, потому что я делал это всегда — я не могу меняться сейчас».
Всё, созданное им, разумно-лаконично. Антонио Читтерио находится на пике своей творческой активности и, без всяких сомнений, является одним из тех итальянских дизайнеров второго поколения, которые сильно повлияли на само понятие «итальянский дизайн». Чёткий, ясный, строгий стиль, приложенный к богатейшему спектру дизайна, простирающемуся от известного «молочного стакана» из «молочного стекла» до проектирования зданий, оформления шоу-румов в Милане, Антверпене и Амстердаме, мебельных проектов для Vitra и других знаменитых производителей мебели и предметов интерьера подтверждают разнообразный талант мастераи верность своим творческим принципам, а фирменным для Читтерио является элегантный, лёгкий минимализм, сфокусированный на функции предмета. Проектирует ли он дверную ручку, светильник, диван или стенной шкаф, ванные комнаты или кухни — решения рациональные (без привкуса постмодернизма), спокойные, лёгкие, графичные, позволяющие чудесным образом как бы «забывать» о силе тяжести и материальности предметов. На сегодняшний день работы дизайнера настолько многочисленны и разнообразны, что на их основе можно было бы открыть выставку типа Salone Internazionale del Mobile, часть созданных им объектов по праву вошли в экспозиции самых известных музеев мира: мобильный контейнер Mobil и тележка Battista, спроектированные для компании Kartell, находятся в постоянной экспозиции Музея современного искусства в Нью-Йорке, стулья и тележки Читтерио для Kartell демонстрируются в Центре Помпиду в Париже.
Имя Читтерио ассоциируется с символом успеха и в мире моды, так как он активно создаёт бутики, шоу-румы и разрабатывает стиль и атмосферу для известнейших кутюрье, домов моды и торговых марок.
Здания, построенные по проектам Читтерио-архитектора, известны на всём протяжении от Европы до Японии. Читтерио совместно с партнёрами выиграл немало архитектурных конкурсов, имеет несколько самых престижных профессиональных наград и званий. В чём секрет его успеха? Сам дизайнер своим жизненным девизом назвал любопытство. К тому же проектирует он, не прибегая к маркетинговым исследованиям и изыскам, а исходя из собственных представлений о том, что хорошо, а что нет. Он проектирует как бы «на себя и для себя», что позволяет ему во всех работах быть максимально честным и непосредственным. Возможно, это ключ к ответу, ведь никакой видимой экстравагантности ни в биографии, ни в облике, ни в пристрастиях мастера нет.
Он обычный человек, с самыми заурядными желаниями и слабостями, просто он верен своему творческому кредо (а оно есть, и основывается на вполне конкретных традициях итальянских рационалистов), талантлив, много работает и живет в Италии — одной из красивейших стран мира.
Антонио Читтерио родился в 1950 году в небольшом городке Меда к северу от Милана. Будущую специальность выбрал в 13 лет, так как с детства был погружён в мир прекрасной итальянской архитектуры и дизайна и рано проявил интерес к художественному творчеству. Уже в 18 лет во время учёбы он был впервые награждён за проект мягкой мебели. Окончил Политехнический университет в Милане, получив архитектурное образование, и, вполне в традициях универсализма итальянского архитектурного образования, сразу занялся предметным дизайном, основав вместе с Паолой Навоне (сотрудничество с Читтерио продолжалось до 1981года) совместную студию дизайна.
С 1972 года Читтерио начинает работать как дизайнер и консультант со многими известнейшими производителями мебели и освещения. Постепенно его заказчиками становятся: Arclinea, B&B Italia, Boffi, Brionvega, Flexform, Flos, Fusital, Hackman, Inda, Kartell, Pozzi & Ginori, Tisettanta, Tre-P&Tre Piu, Vitra... Примерно в 1981 он начинает проявлять интерес к архитектуре и дизайну помещений, организовывая мультидисциплинарную проектную студию с опытом проектирования от архитектуры до комплексного проекта, включающего архитектуру, дизайн и единую концепцию в качестве арт-проекта, что даёт возможность предлагать итальянским и зарубежным клиентам качественные универсальные услуги.
Архитектурная практика Антонио Читтерио начинается с 1983 года. Один из таких проектов (в сотрудничестве с архитектором Витторио Греготти) — реконструкция Художественной Галереи Brera в Милане, где Читтерио занимался залами Пьеро де ла Франческа и Рафаэля. В том же году Читтерио приступает к одному из самых продолжительных, комплексных и плодотворных сотрудничеств в своей жизни (оно продолжается до сих пор) — для B&B Italia он создаёт проекты мебели, шоу-румы, выставочные стенды и экспозиции. Неудивительно, что свою первую престижную дизайнерскую награду Compasso d'Oro Антонио Читтерио получил в 1987 за коллекцию мягкой мебели Sity, созданную именно для B&B.
В 1987 Антонио Читтерио начал профессиональное сотрудничество с немецким дизайнером Гленом Оливером Лёвом, вместе с которым они создали множество замечательных объектов типа успешной системы хранения «Mobil» для Kartell, за которую получили в 1995 Compasso d'Oro (для Читтерио он стал вторым). В сотрудничестве с Glen Oliver Low в дизайне Антонио Читтерио часто проявляются черты хай-тека, хотя о минимализме, рациональности и функционализме он всё равно не забывает.
В 1988 году начинается и другое, продолжающееся по сей день, крайне успешное сотрудничество дизайнера и архитектора — с Vitra. Разработанный совместно со всё тем же Oliver Low стул «Visavis» для Vitra отличается удивительной комфортабельностью — он сам «подстраивается» под вес тела сидящего. Другой шедевр, давший начало целой серии подобных офисных стульев, «AC1», всем своим видом «предлагает» тому, кто на него сядет, удобство и комфорт: не имеется никакой скрытой механики, гибкость материала и соответствующая телу динамичная и эргономичная форма «заставляют» человека принять самую оптимальную и удобную для него позу, индивидуально подстраиваясь к глубине местонахождения и весу тела.
Наряду с успешной работой в сфере промышленного дизайна, Антонио Читтерио стремится всё более и более продвинуться на пути комплексного проектирования внешних и внутренних пространств и в 1987 году организовывает товарищество Antonio Citterio and Terry Dwan Architects совместно со своей женой, архитектором, уроженкой Калифорнии, Тэрри Дван. В течение следующего десятилетия они создали такие видные проекты как: коммерческий и административный комплекс в Seregno, Италия, миланcкий, амстердамский и антверпенский офисы для Esprit; завод для Vitra в городе Neuenburg, Германия; галерею Massimo de Carlo в Милане; частные дома в Европе и Японии.
В 1999 Читтерио реорганизовывает свою компанию, основывая совместно с Патрисией Вил мультидисциплинарную студию архитектуры, дизайна и графики «Antonio Citterio and Partners», которая насчитывала уже более 40 сотрудников, а в апреле 2000 года успех роста и развития фирмы был подкреплён въездом в самостоятельно спроектированное 7-этажное офисное здание на Via Cerva в центре Милана. В мае того же года совместно с Jan Hinrichs и Marlo Scheder-Bieschin в качестве партнёров (наряду с Citterio и Патрисией Вил) открыли офис в Германии, в Гамбурге. Читтерио активно руководит им при помощи интернета, согласовывая проектирование в реальном времени.
Наряду с проектной деятельностью Антонио Читтерио преподает в различных архитектурно-дизайнерских учебных заведениях, участвует в конференциях и читает лекции. В частности, он и по сей день преподаёт в Университете Архитектуры Mendrisio (Швейцария); преподавал в Domus Академии в Милане и в Universita La Sapienza в Риме.
В 2004 году издательство Electa выпустило монографию «Антонио Читтерио. Промышленный дизайн».
В области моды он проектирует и координирует стиль для Cerruti, Emanuel Ungaro, Stefanel и Zegna Sport, Ermenegildo Zegna. Читтерио создал флагманский бутик Valentino в Милане, бутики для Cerruti в Нью-Йорке и для Emanuel Ungaro в Париже и в Москве. Он изменил имидж Stefanel, создав экспериментальный магазин в Милане. Его проектирование для ювелирной и fasion-индустрии охватывает также демонстрационные залы для Альберто Аспесси, магазин для Фаусто Сантини в Дюссельдорфе и для De Beers в Лондоне.
Будучи столь плодовитым и многогранным в творчестве, Читтерио говорит тем не менее на последовательном языке. Сам мастер считает себя продолжателем традиций Чарльза и Рей Эймс, Луиса Кана, не отрицает влияния на свое творчество японца Tadao Ando, из коллег очень уважает Вико Маджистретти.
О себе как о минималисте он предпочитает не говорить, склоняясь к тому, что он просто верит в принцип «лучше меньше, да лучше», исследует любое проектное задание как проблему и находит максимально подходящее решение.
Несмотря на такой подход, Читтерио нельзя назвать традиционалистом, так как он внёс в дизайн немало инновационных идей, например, он может смешать искусственные материалы с натуральными или соединить традиционные формы с абсолютными линиями модерниста, поэкспериментировать с функцией (совместить мягкую мебель с полками для книг — диван Groundpiece), правда, делает он всё это вдумчиво и находит вполне спокойные пути без «радикального эклектизма» и иронии проектировщиков подобных Роберту Вентури и другим постмодернистам.
Все вещи Читтерио функциональны, эргономичны, отлично продуманы варианты их гибкой компоновки. Форма — современна, элегантна, но, при этом всегда ощущается преемственность дизайнерской традиции. Это позволяет использовать спроектированное Читтерио практически в любых стилевых решениях интерьеров. И это всегда отличный вариант для тех, кто ценит современный высокий дизайн, но предпочитает не слишком экстремальные идеи.
Хорошей иллюстрацией является коллекция оборудования и предметов обстановки для ванной комнаты Axor Citterio. В ней миланский архитектор, как едва кто-либо ещё угадал дух времени, развив концептуальную идею развития пространства ванной комнаты из банального функционально банного помещения, служившего исключительно гигиеническим целям, в пространство релаксации. Axor создавался под девизом «Richness in Design» («Роскошь в дизайне»). При этом дизайн очень строгий и спокойный, можно сказать, даже простой. В чём же роскошь?
В наивысшем качестве прорисовки формы и её идеальном соответствии функциям + наивысшее качество изготовления, подтверждаемое большими сверкающими и превосходно обработанными поверхностями и точностью линий. Одновременно это означает полное соответствие самым высоким требованиям, индивидуальным запросам заказчика, так как реализована возможность находить подходящие решения для любого нестандартного варианта оборудования ванной комнаты. И, наконец, изделия Axor Citterio имеются не только в хроме, но и с покрытием из настоящей платины, нанесённой гальваническим способом. Одним словом, дизайн «честный» — удобный, не экстравагантный, респектабельный. По-моему, именно поэтому изделия под маркой Читтерио и пользуются такой огромной неослабевающей популярностью.
Он мечтает спроектировать музей и церковь, любит кошек, профессиональные журналы не читает — только просматривает (как и большинство дизайнеров), читает газеты. Из собственных работ он больше всего ценит долголетнее многоплановое сотрудничество с Vitra, Kartell, B&B Italia. Самой серьёзной общественной проблемой Читтерио считает пропасть между бедностью и богатством, главной чертой своего характера - упрямство (постоянство, настойчивость в достижении цели), в мужчинах ценит принципиальность, а в женщинах - умение находить компромисс. Вне профессиональной жизни архитектор посвящён жене и двум детям.
В качестве одного из последних достижений Антонио Читтерио можно назвать получение в 2006 году премии red dot: best of the best. Этого звания удостоились сразу два проекта дизайнера — каминная печь Shaker для Skantherm и серия окон «ip 55», разработанная для ip-компании GmbH.
Сейчас Антонио Читтерио продолжает деятельность в качестве дизайнера, архитектора и руководителя студии ANTONIO CITTERIO AND PARTNERS.
Bulgari Hotel & Resort, London (UK), 2012 | Eden Hotel, Bormio (Italy), 2012 | Residential building on via Salaino 10, Milan (Italy), 2011 |
The Technogym Village, Cesena (Italy), 2012 | The Technogym Village, Cesena (Italy), 2012 | W Hotel in St. Petersburg (Russian Federation), 2011 |
Flexform stands at Milan Furniture Fair (Italy), 2011 | L'Aquila Church. Ecclesiastic centre in L’Aquila (Italy), 2010 | Interior design of the concert hall in Barvikha, Moscow (Russian Federation), 2009 |
Vitra production plants in Neuenberg (Germany), 1992-2009 | Hotel & SPA at the Barvikha Luxury Village, Moscow (Russia), 2009 | Hotel in the former Sartori summer colony in Funtanazza, Sardinia (Italy), 2008 |
Cooper Square Hotel, New York City (USA), 2008 | Ermenegildo Zegna headquarters, Milan (Italy), 2008 | Residential tower on Orchard Blvd., Singapore, 2008 |
Villa in Karuizawa (Japan), 2008 | Villa in Sondrio (Italy), 2008 | Ex Conterie. Hotel in the former Conterie glassworks, Murano (Venice, Italy), 2007 |
Bulgari Hotel & Resort in Bali (Indonesia), 2006 |
Aspesi showroom in Milan (Italy), 2006
|
Private house in Basel (Switzerland), 2006 |
Day nursery in Verona (Italy), 2006 | Private house in Lecce (Italy), 2005 | Villa in Villasimius (Sardinia, Italy), 2004 |
Private house in Nienstedten (Germany), 2003 | B&B Italia. Research & Development centre in Novedrate (Como, Italy), 2002 | Edel headquarters on the river Elbe in Hamburg (Germany), 2001 |
Villa near Como (Italy), 1995 | Villa near Bergamo (Italy), 1995 | Commercial and administrative building complex in Seregno (Italy), 1987 |
Mart. B&B Italia. 2003 | Orio. Ansorg. 2012 | Ray. B&B Italia. 2010 |
Luis. B&B Italia. 2007 | Michel. B&B Italia. 2012 | Ad Hoc. Vitra. 1994-2012 |
Brick. Ansorg. 2012 | Max. Flexform. 1983 | Frank. B&B Italia. 2008 |
AD Usum. Vitra. 1996 | Ad Wall. Vitra. 2000 | Timeless. Flexform. 2004 |
Transphere. Vitra. 2000 | Charles Outdoor. B&B Italia. 2010 | Grand Repos. Vitra. 2012 |
Battista - Gastone - Leopoldo. Kartell. 1991 | Domus 00. B&B Italia. 2001 | Mobile Elements. Vitra. 2002 |
Belvedere Outdoor. Flos. 2008 | Acro Collection. Maxalto. 2010 | AC Lounge. B&B Italia. 2009 |
AC Program. Vitra. 1990 | Guscioalto. Flexform. 2011 | Matières. Hermès. 2011 |
Mobil. Kartell. 1994 | Shaker. Skantherm. 2004 | Beverly. B&B Italia. 2011 |
Flip. Kartell. 2006 | Freetime. B&B Italia. 1999 | Spoon Chair. Kartell. 2005 |
JJ. B&B Italia. 2005 | Visavis. Vitra. 1992-2008 |
Официальный сайт Antonio Citterio: https://www.antoniocitterioarchitetto.it/ |
Добавить комментарий