Бароцци да Виньола, Джакомо. Giacomo Barozzi da Vignola
Джакомо Бароцци да Виньола (Giacomo Barozzi da Vignola; имя при рождении — Jacopo de Barozzi ; 1 октября 1507 — 7 июля 1573)
Всеобщая история архитектуры:
Джакомо Бароцци (1507—1573 гг.) родился в местечке Виньола близ Модены. Обучался живописи и искусству перспективы в Болонье. С 1530 г. Виньола работал в Риме, выполнял живописные заказы, был помощником Перуцци на строительстве Бельведера в Ватикане, помогал ему комментировать Вит рувия и обмерять римские древности. В 1540 г. Виньола стал секретарем римской Витрувианской академии. С 1541 по 1543 г. он вместе с художником Приматиччо делал бронзовые копии и слепки античных скульптур для дворца в Фонтенбло во Франции. По возвращении в Италию Виньола работал сначала в Болонье и ее окрестностях: был главным архитектором по достройке собора Сан Петронио, строил портик деи Банки, соорудил судоходный канал от реки По к Болонье (1547 г.), мост через реку Самоджа между Болоньей и Моденой (по Фламиниевой дороге), а также построил, по-видимому, ряд дворцов. В 1546 г. он возвратился в Рим, где выполнил ряд построек для Юлия III и рода Фарнезе: строительство виллы Юлия III и церкви Сант Андреа на виа Фламиния, лестниц и портиков у палаццо Сенаторов на Капитолии. Виньола превратил замок Капрарола в великолепную загородную резиденцию (1559—1564 гг.), построил виллу епископа Гамбара (позднее Ланте) в Витербо и виллу Фарнезе на Палатине, а также выполнил некоторые доделки в римском дворце Фарнезе. С 1568 г. по его проекту строилась церковь Иль Джезу в Риме (закончена Джакомо делла Порта в 1584 г.). В 1552—1554 гг. Виньола сотрудничал на строительстве собора св. Петра с Микеланджело, после смерти которого стал фактически главным руководителем (официально лишь с 1571 г.). Виньола построил дворец Фарнезе в Пьяченце (начат в 1559 г.), церкви в Сант Оресто, в Марцано, в Капранике, на оз. Больсено, церковь Джезу в Перудже, замок в Каподимонте (начат Антонио да Сангалло Младшим), палаццо Комунале в Веллетри (совместно с делла Порта). Он проектировал крепость в Норчии (1554 г.), фонтаны в разных городах, в том числе и Витербо (1566 г.), церкви Санта Анна деи Палафреньери и Санта Мария дель Орто в Риме. Последняя крупная работа мастера — проект церкви для Эскориала (не сохранился). Главная теоретическая работа — трактат «О пяти ордерах архитектуры» — впервые издана в Риме в 1562 г.
Джакомо Бароцци да Виньола, оказавший огромное влияние на последующие поколения архитекторов своим трактатом «О пяти ордерах архитектуры», на практике не слишком стеснял себя им же сформулированными канонами.Виньола — непосредственный продолжатель великих мастеров начала XVI в., принимавший участие в завершении таких выдающихся памятников этого времени, как двор Бельведера, Канчеллерия, собор св. Петра и Капитолий — был последним крупным мастером эпохи Возрождения в Риме.
Глубокий интерес к Витрувию и античной архитектуре и пиетет, с которым Виньола относился к произведениям Браманте и его школы, сочетались у него с острым чувством современности и новых требований, стоявших перед архитектурой. Виньола сделал важный шаг в разработке новых типов сооружений — виллы, предназначенной для отдыха и развлечений, загородного замка-дворца и нового типа церковного здания. Новые вкусы отразились у Виньолы и в стремлении связать развитие композиции в глубину с движением зрителя, в эффектной живописности сменяющихся перспектив (сближающих подчас его архитектуру со скенографией), в склонности к необычным элементам и криволинейным очертаниям (овальные планы); эти черты, казалось бы, связывают Виньолу с течением маньеризма, к которому, все же (вопреки мнению некоторых исследователей) его творчество отнести нельзя.
Однако глубинное развитие непременно завершается у Виньолы в пределах самих композиций, всегда классически ясных и уравновешенных. Это резко отличает его творчество от произведений большинства маньеристов.
Работая с Микеланджело и с представителями маньеризма, Виньола сумел сохранить свой индивидуальный стиль, явственно различимый в его произведениях.
В 40-х годах XVI в. Виньола работал в Болонье над интерьером собора Сан Петронио и строил нечто вроде гостиного двора — портик о деи Банки. По решению городского Совета архитектор должен был объединить несколько старых зданий единым фасадом. Для этого Виньола создал монументальную декорацию в виде двухэтажного сооружения. Нижний этаж представляет собой арочный портик, обработанный ордером. В двух местах арки повышены для того, чтобы избежать монотонности и акцентировать переулок. Несмотря на то, что при строительстве были допущены изменения проекта, портико деи Банки является одной из интереснейших построек своего времени. Ею была завершена многолетняя реконструкция главной площади Болоньи.
Вилла папы Юлия III в Риме (рис. 28—32) расположена за стенами города на Фламиниевой дороге. Это небольшое сооружение, композиция которого развивается по продольной оси, состоит из немногих закрытых помещений и анфилады замкнутых дворов с портиками, укромным нимфеем с водоемами и садом, связанных разнообразными переходами и лестницами, остроумно расположенными на уклоне участка. В сложном ансамбле, раскрывающемся зрителю в эффектной смене тонко рассчитанных, чисто сценических перспектив, получили дальнейшее развитие композиционные приемы Браманте (Бельведер). Вилла поражает богатством аспектов, в которых предстают ее элементы через сквозные портики или при переходе с одного уровня на другой, и неожиданным центром композиции во втором, развитом «по вертикали» трехъярусном дворике с нимфеем в глубине.
Что именно в этом ансамбле принадлежит Виньоле, а что Вазари, приписывавшему себе (по-видимому, преувеличивая долю своего участия) общий план и устройство нижнего сада, или Амманати, который заканчивал постройку, — установить трудно. Во всяком случае почерк Виньолы ясно виден в цельности общего замысла и в главном павильоне с его строгим двухъярусным фасадом.
Одновременно с виллой и в непосредственной близости от нее, по другую сторону Фламиниевой дороги, Виньола возвел маленькую церковь, точнее ораторию Сант Андреа, с первым овальным куполом (закончена в 1554 г., рис. 32).
Одно из наиболее значительных произведений Виньолы — замок Фарнезе в Капрарола близ Витербо (рис. 33—35) с примыкающим к нему парком.
Рис.33. Капрарола близ Витербо. Замок Фарнезе, с 1559 г. Виньола | Рис.34. Капрарола. Замок Фарнезе. Галерея внутреннего двора, второй ярус |
Рис.35. Капрарола. Замок Фарнезе. Винтовая лестница |
Несмотря на то, что общий пятигранный контур сооружения был определен вместе с бастионами, заложенными еще Перуцци в 1521 г., когда Капрарола перешла во владение Фарнезе и на месте старой крепости намечалось поставить новое укрепление, а идея круглого двора принадлежит, по-видимому, Антонио Сангалло Младшему, — именно Виньола объединил все эти начинания в сложное, но вполне органичное целое.
В результате многолетних работ (строительство, начатое Виньолой в 1559 г., продолжалось до самой его смерти) была создана уже не крепость, а великолепная загородная резиденция римского магната.
Выстроенный на склоне высокого холма замок Капрарола как нельзя лучше связывается с ландшафтом и раскрывающимися чуть не до самого Рима широкими горизонтами. Элементы крепостной архитектуры еще ясно сказываются в нижних частях здания. Система широких лестниц, рамп, подпорных стенок с нишами и балюстрадами соединяет его с маленькой площадью перед замком и с парком, который поднимается позади замка с изящному садовому павильону (казино), откуда водяной каскад как бы возвращает зрителя к замку. Грузность основного объема умеряется ярким сочетанием серого камня и красного кирпича и тонкой ордерной обработкой верхних этажей. Пятигранная форма, подчеркивающая объемность, рассчитана на всестороннее обозрение дворца. В то же время центрическая композиция как бы утверждает господствующее положение замка над окружающей местностью.
За мощными стенами скрывается величественный круглый двор. В первых двух очень высоких этажах он окружен арочными обходами, куда имеют выходы все парадные помещения дворца. В третьем ярусе, где над обходами устроена открытая галерея, расположены помещения для многочисленной челяди в один этаж с внутренней стороны и в два этажа снаружи, благодаря чему коридор между двумя рядами помещений получает естественное освещение (см. аксонометрию, рис. 33).
В одном из углов пятигранника расположена великолепная витая лестница-пандус, задуманная, как полагают, еще Ф. Пачотто — одним из предшественников Виньолы, но выполненная Виньолой. Она ведет лишь до второго этажа, выше поднимаются узкие винтовые лестницы в толще стен по внутренним углам пятигранника.
Помимо виллы папы Юлия и садов Капраролы Виньолой были разбиты сады Фарнезе на Палатине, в Риме (не сохранились) и построена вилла Ланте в Баньяйе — произведения, оказавшие заметное влияние на композицию загородных резиденций.
Церковь Иль Джезу в Риме (рис.36), примыкающая к более позднему зданию иезуитской коллегии, была создана Виньолой в соответствии с четко сформулированными требованиями нового монашеского ордена — иезуитов. Виньола исходил из композиции церкви. Сант Андреа в Мантуе и, может быть, из неосуществленных планов Микеланджело, незадолго до своей смерти взявшегося за разработку проекта главного храма ордена. Но обособление капелл (заменивших ниши в церкви Альберти) и укорочение ветвей трансепта придали интерьеру новую целостность, а динамизм вытянутого нефа получил исключительно сильное завершение в величественном средокрестии с громадным куполом. Так, сочетание базиликального и центрического типов церковного здания приобрело у Виньолы новую силу и смысл.
Рис. 36. Рим. Церковь Иль Джезу, 1568-1584 гг. Виньола, Джакомо делла Порта | |
Сильнейшим архитектурно-выразительным средством здесь становится свет. Равномерное освещение нефа через полукруглые окна над капеллами перебивается перед самым средокрестием, и эта теневая пауза подчеркивает интенсивность света, падающего сквозь фонарь и окна купола. Свет вносит в композицию храма (а вместе с тем и в богослужение) подлинно сценический драматизм. Другим важнейшим средством формирования архитектурного образа церкви является крупная масштабность как ее интерьера, так и фасада.
Впечатление от церкви, эффектно раскрывающейся в угловом ракурсе, растет по мере приближения к ней, но только поднимаясь по широкой лестнице, зритель воспринимает в полной мере огромные размеры импозантного и строгого, словно чеканного, фасада, который по грандиозности вполне отвечает интерьеру, а по своей сдержанности является разительным контрастом к великолепию внутреннего (более позднего) убранства.
Фасад в своих основных чертах определен Виньолой, но при его осуществлении Джакомо делла Порта сделал ряд изменений в духе последней четверти XVI в., усилив монолитную целостность композиции. Двухъярусный ордерный фасад главного храма иезуитов с его волютами, объединяющими боковые нефы с центром, стал прототипом для множества католических церквей нового времени
* Развитие этой композиции церковного фасада можно проследить на маленькой церкви Виньолы в Непи и на фасадах церквей Санта Катерина деи Фунари (1564 г., Гвидетто Гвидетти) и Сан Спирито ин Сассиа в Риме (начата Антонио да Сангалло Младшим в 1538 г.) В этой же связи следует упомянуть церковь Сан Бенедетто в Полироне близ Мантуи (начата в 1539 г., затем реконструирована Д. Романо), а также малоизвестные церкви в Кампанье арх. Дж. Тристано из Феррары (1515-1574 гг.), который, став членом иезуитского ордена, настойчиво пытался разрешить поставленные орденом архитектурные задачи.
В наследии Виньолы особое место занимают его фонтаны. Чрезвычайно разнообразные по замыслу и форме, нередко тонко противопоставляющие строго тектоническую композицию динамике льющейся воды, они всегда удачно расположены на площади или перекрестке и по-новому выявляют значение традиционного общественного водоема в южном городке (фонтан в Витербо, в Баньяйе и др., рис. 37).
Рис.37. Витербо. Фонтан на пьяцца делла Рокка. Виньола |
В своих интересно задуманных и тщательно разработанных композициях Виньола раскрывается как тонкий и взыскательный, но вместе с тем противоречивый мастер. Творчество Виньолы во многом еще близко классическим принципам Возрождения, но изысканная, порой суховатая, элегантность или величавая импозантность его произведений отчетливо отражает вкусы его аристократических заказчиков и дух иного времени, а многие композиционные приемы мастера получили широкое распространение лишь значительно позднее. Так, в барочной архитектуре были подхвачены динамические качества и глубинное развитие композиций Виньолы, его умение работать с большими архитектурными массами (Капрарола, огромный недостроенный дворец Фарнезе в Пьяченце с открытым театром во дворе), а строгая логичность его ордерных композиций сыграла большую роль в архитектуре классицизма по всей Европе.
Глава «Архитектура Рима», подраздел «Архитектура Италии 1520—1580 гг.», раздел «Архитектура эпохи Возрождения в Италии», энциклопедия «Всеобщая история архитектуры. Том V. Архитектура Западной Европы XV—XVI веков. Эпоха Возрождения». Ответственный редактор: В.Ф. Маркузон. Автор: В.Ф. Маркузон. Москва, Стройиздат, 1967
Правило пяти ордеров архитектуры. Джакомо Бароцци да Виньола. 2005 (В основу издания положено первое известное издание трактата Виньолы, которое большинство исследователей датирует 1562 или 1563 гг.) |
Добавить комментарий