Frank Gehry. Фрэнк Гери
Фрэнк Гери (Frank Gehry, настоящее имя Ephraim Owen Goldberg; род. 28 февраля 1929 г. в Торонто) — американский архитектор, близкий к деконструктивизму.
В 1947 году Фрэнк Гэри вместе с родителями переехал в Калифорнию и вскоре получил американское гражданство. После обучения в лос-анджелесском колледже успешно закончил Школу архитектуры в университете Южной Каролины (степень бакалавра, 1954) и начал работать в компании Виктора Груэна и партнёров.
После года службы в армии поступил в Гарвардский университет, где изучал градостроение и планирование городской среды (степень магистра, 1957). По окончании курса переехал в Лос-Анджелес и некоторое время работал у Перейры и Лакманна, а затем вернулся в мастерскую Виктора Груэна, где и проработал до 1960 года.
В 1952 году Фрэнк Голдберг женился на Аните Снайдер (Anita Snyder), которая настояла на том, чтобы он поменял фамилию. Так Фрэнк Голдберг превратился во Фрэнка Гэри. В этом браке у него родились две дочери. В середине шестидесятых годов Фрэнк развёлся с Анитой и в 1976 году женился на Берте Исабель Агилере (Berta Isabel Aguilera), которая родила ему двоих сыновей.
В 1961 году Гэри вместе с семьёй переехал в Париж и в течение года работал в мастерской Андрэ Ремондэ (Andre Remondet). Он занимался реставрацией французских церквей и был «чрезвычайно впечатлен романским церковным зодчеством», изучал работы Ле Корбюзье и Балтазара Неймана (Balthasar Neumann).
В 1962 году Фрэнк Гэри вернулся в Лос-Анджелес и основал собственную студию Frank O. Gehry and Associates. В 1979 году она превратилась в компанию Gehry & Krueger Inc., а в 2002 году – в Gehry Partners, LLP. Первые работы студии – проекты магазинов, торговых центров, интерьеров. В начале семидесятых Гэри было спроектировано множество частных домов, отличительной особенностью которых является отказ от традиционных форм.
В 1950-е и 1960-е гг. находился под влиянием Фрэнка Ллойда Райта. Обратился к постмодернизму в 1978 г., остроумно перестроив собственный особняк 1920-х гг. постройки. В 1989 году был удостоен Pritzker Architecture Prize.
Работы Френка Гери характеризуются изогнутыми, искажёнными поверхностями, наложением простых геометрических форм, обилием металлов (анодированный цинк, гофрированный алюминий и титановая кладка), новаторством и... непрактичностью. Себя Гери называет пост-постмодернистом, а одним из тех, кто оказал на него самое сильное влияние, указывает выдающегося финского архитектора и дизайнера Альвара Аальто (Alvar Aalto).
Дружба с художниками, создающими поп-арт, — Бобом Раушенбергом, Класом Ольденбургом, Джаспером Джонсом, — дала Френку Гери новую эстетическую палитру, свободную от штампов классицизма и рационализма. Гери создает коллажи из ненужных строительных материалов и архитектуру, стилистически близкую к ним, в частности, собственный дом в Санта-Монике в стиле «антиархитектуры» (1978), за возведение которого с ним хотели судиться соседи — владельцы респектабельных вилл. «Пещера» из розовых пластин асбеста, шифера и проволочной сетки производит впечатление нестабильности и самодельности, можно сказать, непрофессионализма, нарушая все возможные законы, от тяготения до гармонии. Вместе с тем она вполне созвучна фрагментированному пространству современного города и ей не откажешь в живописности. Авангард шестидесятых очень похож на русский авангард 1920-х своей приверженностью к чистым художественным жестам даже в тех условиях, когда средства реализации почти отсутствуют. Конструктивизм ориентирован на реальность, авангард устремлен в будущее: первый создает объем, второй оперирует временем. Архитектура для Гери — это искусство и процесс, стоящие за пределами идеологии или социальных программ. Отсюда решительное неприятие «стеклянных коробочек» предшествующих десятилетий, равно как и устойчивая неприязнь к постмодернизму. К началу 1980-х, по мере того как формировалось его собственное видение архитектурных форм, Гери на время отходит от частной практики, создает функциональную скульптуру и мебель из гофрокартона, поражающую своей тектоничностью.
Он вообще часто подчеркивал свою инородность архитектуре, незаинтересованность ею. Ему важнее не буква, но дух — вечно изменяющийся, не стоящий на месте. Прохождение, проживание, осмысление и переосмысление делают архитектуру архитектурой. Гери создает, коротко отмахиваясь от упреков в сходстве некоторых решений. Его метод называется деконструкция, и речь идет прежде всего о разрыве привычных связей между объектом и смыслом, назначением и значением, зданием и его контекстом. Порвать и связать воедино новой связью. Так происходит музеями и частными домами, лабораториями и спортивными комплексами. Трудно определить с ходу, городская ли это романтика или урбанистическое изживание себя. Подсказку можно найти в великолепной отделке, непередаваемом узоре конструкций, диковинных плоскостях. Любое здание Гери — это событие и процесс.
Признание «Я – архитектор» прозвучало в 1972 году, как раз после трех месяцев удачной торговли картонными стульями серии Easy Edges (Производитель: Vitra), производство которых обходилось в семь долларов, а цена составляла семьсот тридцать, что в семьдесят втором было немалыми деньгами. «Я решил, что буду архитектором, а не дизайнером мебели. Я не пойду дальше по этому пути», — заявил тогда Гери, но время от времени возвращался к созданию предметов, позволяющих представить архитектурные идеи, так сказать, в овеществленном виде. (То же можно сказать о стульях Чарльза Рени Макинтоша или Вальтера Гропиуса). Гери словно специально решает работать с «тяжелым» материалом, ставшим синонимом дешевизны и неряшливости. Секрет эстетической «трансмутации», на первый взгляд, прост, ведь от наброска до воплощения — только шаг. Гофрированная бумага кресел и стульев выглядит неожиданно, почти вызывающе, приобретает неповторимый шарм, притом как будто бы вполне естественно. На самом деле, формы тщательно спланированы и отточены, а их относительная субтильность является результатом специальной обработки картона. Реклама тех лет изображала отнюдь не худосочного автора сидящим на своей продукции. С другой стороны, материал обработан, но не облагорожен и предстает во всей своей полноте и фактурности. Автор стремится к добровольной самоизоляции, давая проговориться форме.
Ещё одна линия, сближающая его архитектуру с искусством, возникает в связи подчеркнутой непрагматичностью в отношении денег. В семидесятых - восьмидесятых Гери охотно брался за малобюджетные проекты, словно специально создавая себе условия, активизирующие интуицию и фантазию. Дом Вагнера выполнен из уже использованных материалов, дом Нортона, слегка похожий на птичье гнездо, — из дерева и металлических конструкций, Музей авиации в Калифорнии (1982 - 1984) построен по заказу штата в условиях, когда для отделки интерьера не было даже предусмотрено отдельного бюджета.
В поражающих воображение сооружениях Гери добивается исключительной выразительности как художник-скульптор. При этом он остается архитектором, тщательно организовывая пространство и решая все функциональные проблемы сооружения. Фрэнк Гери — это архитектор, который показал нам, что функция современного общественного здания не только полезная площадь, удобство связей и освещенность, но и его образная сущность.
В 1989 году Фрэнк Гери стал лауреатом Прицкеровской премии, кроме того, он обладатель премии Вольфов (международная премия, отмечающая высшие достижения в различных областях человеческой деятельности, 1992), Praemium Imperiale (премия японского императора в области искусств, 1992), золотой медали Британского королевского института архитекторов (1992), премии Генри Тернера (2007) и еще десятка наград и призов.
Музей Guggenheim в Абу-Даби, ОАЭ; Guggenheim Abu Dhabi (GAD), Abu Dhabi, United Arab Emirates (в процессе) | New World Symphony campus, Miami Beach, Florida (в процессе) | The Lou Ruvo Brain Institute, Las Vegas, Nevada (в процессе) |
Visitor Center at Hall Napa Valley, Saint Helena, California Napa (в процессе, анонсирован в июле 2007) | Louis Vuitton Foundation for Creation, Paris, France (в процессе, анонсирован в октябре 2006) | Bridge of Life Museum of Biodiversity, Panama City, Panama (в процессе) |
Museum of Tolerance, Jerusalem, Israel (в процессе) | Temporary Pavilion for the Serpentine Gallery, Kensington Gardens, London, England, 2008 | Peter B. Lewis Library, Princeton University, New Jersey, USA, 2008 |
Art Gallery of Ontario renovation, Toronto, Ontario, Canada, 2008 (редизайн) | IAC/InterActiveCorp Headquarters, in the Chelsea neighborhood of Manhattan, New York City, USA, 2007 | Marqués de Riscal Vineyard Hotel, Elciego (Rioja (wine) region), Spain, 2006 |
Weatherhead School of Management, Case Western Reserve University, Cleveland, Ohio, USA, 2002 | Музей MARTa, Herford, Germany, 2005 | Jay Pritzker Pavilion, Millennium Park, Chicago, Illinois, USA, 2004 |
Ray and Maria Stata Center, Massachusetts Institute of Technology, Cambridge, Massachusetts, USA, 2004 | Walt Disney Concert Hall, Los Angeles, California, USA, 2003 | Maggie's Dundee, Ninewells Hospital, Dundee, Scotland, 2003 |
Richard B. Fisher Center for the Performing Arts, Bard College, Annandale-on-Hudson, New York, USA, 2003 | Gehry Tower, Hanover, Germany, 1999-2001 | Experience Music Project («Опытный музыкальный проект»), Seattle, Washington, USA, 2000 |
DZ Bank building (Здание DZ Bank в Берлине), Pariser Platz 3, Berlin, Germany, 2000 | Der Neue Zollhof, Düsseldorf, Germany, 1999 | Guggenheim Museum Bilbao (Музей Guggenheim в Бильбао), Bilbao, Spain, 1997 |
Dancing House "Fred and Ginger"(«Танцующий дом» - «Джинжер и Фрэд» в Праге), Prague, Czech Republic, 1995 | Energie Forum Innovation, Bad Oeynhausen, Germany, 1995 | Siedlung Goldstein, Frankfurt am Main, Germany, 1994 |
American Center (Американский центр в Париже), Paris, France, 1994 | Center for the Visual Arts (Центр визуальных искусств Толедо), University of Toledo, Toledo, Ohio, USA, 1993 | Iowa Advanced Technology Laboratories, University of Iowa, Iowa City, Iowa, USA, 1987-1992 |
Frederick Weisman Museum of Art, University of Minnesota, Minneapolis, Minnesota, USA, 1993 | Vitra Design Museum (музей дизайна Vitra), Vitra premises, Weil am Rhein, Germany, 1989 | Chiat Day Building, Venice, California, USA, 1985-1991 |
Fish Dance Restaurant. Kobe, Japan, 1986-1987 | Frances Howard Goldwyn Hollywood Regional Library, Hollywood, California, USA, 1985 | Air and Space exhibit building (Здание аэро-космического павильона Калифорнийского университета Науки и Промышленности), California Museum of Science and Industry, Los Angeles, California, USA, 1982-1984 |
Norton Residence, Venice, California, USA, 1982-1983 | Santa Monica Place, Santa Monica, California, USA, 1980 | Loyola Law School, Los Angeles, California, USA, 1978-2002 |
Gehry Residence, Santa Monica, California, USA, 1978 | Ronald Davis Studio / Residence, Malibu, CA, USA, 1971-1972 | Серия мебели Easy Edges. 1972. Производитель: Vitra |
Другие завершённые проекты Фрэнка Гэри:
Exhibit Center, Merriweather Post Pavilion, and Rouse Company Headquarters, Columbia, Maryland, USA (1974)
Harper House, Baltimore, Maryland, USA (1977)
Edgemar Retail Complex, Santa Monica, California, USA (1984)
Disney Village, Disneyland Resort Paris, Paris, France (1992)
Anaheim ICE (formerly Disney ICE), Anaheim, California (1995)
Team Disney Anaheim, Anaheim, California (1995)
University of Cincinnati Academic Health Center, University of Cincinnati, Cincinnati, Ohio, USA (1999)
Condé Nast Cafeteria, fourth floor of the Condé Nast Publishing Headquarters at Four Times Square in New York City, USA (2000)
Issey Miyake, Flagship Store, New York City, New York, USA (2001)
Peter B. Lewis Building, Weatherhead School of Management, Case Western Reserve University, Cleveland, Ohio, USA (2002)
MARTa_Herford IAC/InterActiveCorp West Coast Headquarters, Sunset Strip, West Hollywood, California, USA (2005)
The house currently owned by Brian Transeau, Los Angeles, California, USA
A stage for Mariza's show, at Walt Disney Concert Hall, USA (2007)
Работы в процессе:
The Carrie Hamilton Theatre at the Pasadena Playhouse, in Pasadena, California
Performing arts complex at the World Trade Center site, New York City
Grand Avenue Project, Los Angeles, California
Philadelphia Museum of Art, Philadelphia Pennsylvania (анонсирован в октябре 2006)
Untitled Five Star Hotel & Event Center ("The Point") Lehi, Utah (анонсирован в январе 2007)
Le Clos Jordan Winery, Lincoln, Ontario, Canada
Luxury Hotel, apartments and Offices, Sønderborg, Denmark
Suna Kıraç Cultural Center, Istanbul, Turkey (It will start in newyear)
Cultural Center, Lodz, Poland.
Le Parc des Ateliers SNCF - Arles-France
Beekman Tower, New York City
Ohr-O'Keefe Museum, Biloxi, Mississippi, U.S. (начало строительства 2005; срок завершения 2010)
Atlantic Yards, New York City
Добавить комментарий