Paola Navone. Паола Навоне

Paola Navone. Паола Навоне

Паола Навоне (Paola Navone) – одна из наиболее известных итальянских «предметников». В 70-е она была членом знаменитой группы Alchimia – вместе с Алессандро Мендини и Эторе Сотсассом стояла у истоков радикального дизайна.

Её вещи дерзки, одновременно просты и очень красивы. Паола Навоне живет и творит так, как будто никаких оформившихся направлений и тенденций в дизайне не существует. Она просто создает мир, соответствующий ее представлению о красоте. Недаром Architektur und Wohnen в 2000 году называл Паолу Навоне дизайнером N1. В её вещах нет ни малейшего привкуса вымученности.

«Я против, когда вещь разрабатывается и делается как музейный экспонат. Я в не меньшей степени сопротивляюсь, когда дизайнер пытается в своей вещи выразить самого себя.  Я полагаю, что это полная противоположность творческому процессу. Если творец что-то придумывает и в своём произведении реализует самого себя, то в этом случае его очень легко узнать. Меня, например, узнать в моих вещах проблематично…»

Паола Навоне отказывается классифицировать и определять собственные работы, говорит о том, что не следует никаким конкретным стилям и что её творчество намеренно эклектично. Вещи, сделанные ей для Capellini или Casamilano из-за их простоты и лаконичности можно было бы отнести к пресловутому минимализму, если бы не тепло и уют, которые они излучают. Говоря о минимализме, Паола восхищается не столько стилем, сколько мужеством тех, кто в этом аскетичном окружении живёт. Самое трудное, говорит она, это поддерживать в интерьере этот самый минимализм: «Принесешь в такой дом яблоко или новые газеты, поставишь пару лишних туфель – и всё разрушишь».

То же самое и с этностилем. В мебели, которую она изобретает для Gervasoni, и в некоторых вещах восьмидесятых годов проступают то ли африканские, то ли азиатские мотивы. Но это «этно-мотив»  исключительно на уровне ощущений, никаких подделок под экзоты или использования аутентичной орнаментики в них не найдешь. Паола Навоне половину жизни провела в путешествиях по Юго-Восточной Азии и сама признается, что много берет оттуда, но что именно – и не скажешь, да и она сама не объяснит. Ее вообще бесполезно спрашивать о творческих принципах, источниках вдохновения и т. д. Она не может сказать, какой интерьер (город, дом, проект, дизайнер, художник, напиток и т. д.) ей больше всего нравится. Она не выделяет единичные вещи, работы ее рождаются не одна за другой, а сразу семействами. Она одинаково любит современные материалы и традиционные ремесленные техники, которые иной раз соединяет в одной вещи, курирует одновременно проекты, посвященные дизайнерским разработкам для синтетических материалов и традиционным итальянским ремеслам.

«Всё, что она делает, гениально», – сказал Микеле Гервазони, директор фабрики, с которой сотрудничает Паола. Навоне подчинена свободе, духовной и творческой, она не привязывается к стилям, моде, тенденциям, традициям, не пытается выразить свою дизайнерскую индивидуальность... поэтому каждая новая работадля нее – TABULA RASA (чистый лист), на котором причудливо отразятся знания и впечатления, почерпнутые из «огромной копилки бессознательного»... и сам дизайн как бы родится заново.

Импульсивная и своенравная, больше всего на свете Паола ценит свободу. Однако никогда не работает ради собственного удовольствия, только по заказу. Творчество для нее отнюдь не средство самовыражения, и к своим произведениям она не испытывает никаких материнских чувств: «Не понимаю, как можно считать пепельницу частицей самой себя». Паола Навоне уверена, что основной источник её вдохновения – коллективное бессознательное.

«Я коллекционирую китайскую керамику X-XI веков. Потрясающе, но мои друзья-искусствоведы думали сначала, что это Прованс, XVIII век. Мне интересны подобные совпадения, они говорят о том, что идеи странствуют по свету. Себя же я рассматриваю как своего рода катализатор таких странствующих идей».

Паола Навоне родилась в Турине, где в 1973 году получила диплом архитектора в Политехническом университете, затем переехала в Милан.

После получения диплома в 1973, Навоне работает арт-директором (1975-79) в CentroKappa: разработка и продвижение имиджа, инструментов продаж, пунктов продаж, выставок и специальных инициатив. В этот период она сотрудничает с Alessandro Mendini в журнале «MODO».

В 1979 встречается с Abet и его ламинатами и обнаруживает в себе страсть к отделке твердых поверхностей, они сотрудничают до сих пор. В те же годы параллельно с исследованиями для Centro Studi Domus на тему «Индустрия и декор», начинает сотрудничать с Alchimia вместе с Алессандро Мендини (Alessandro Mendini), Этторе Соттсассом (Ettore Sottsass) и Андреа Бранци (Andrea Branzi). Это было одно из самых прогрессивных товариществ итальянских дизайнеров того времени, неудивительно, что сотрудничество с ними на многие годы предопределило активную авангардистскую творческую позицию молодого талантливого дизайнера. В это же время Knoll International заказывает у Паолы Навоне серию мебели.

В 82-84 разрабатывает предметы для Alessi, становится консультантом Abet Laminati, участвует в исследованиях Guido Jannon на предмет инноваций, совместно с группой углубленного маркетинга Regie Renault. Читает лекции на факультете архитектуры в Реджо Калабрия (промышленный декор) и Флоренции (дизайн поверхностей), а в 84 – целый курс по тенденциям в дизайне перед модными стилистами в C.P.F Модене и сотрудничает с Societa Immagine Industriale в сфере эволюции продукта в текстильной, керамической и мебельной промышленности. С Daniel Rozensztroch участвует в проекте «Escape Center», в на следующий год занимается «эволюцией знака в электронике» с Guido Jannon и Franco Raggi.

Между 1985 и 1988 в ее подходе к творчеству произошел крутой поворот: она становится советником UNIDO (ООН, департамент промышленного развития) и BANCA MONDIALE,  Международного Банка по продвижению продуктов на рынке Юго-Восточной Азии.

«Итальянский дизайн в 80-е годы был очень правильным и строгим. В двух словах его можно описать как «диван из чёрной кожи, со структурой из стали». У меня тогда возникла идея разрабатывать мебельный дизайн с таким подходом, который обычно используется в дизайне одежды, а именно: каждый год создавать целую коллекцию, а не только один диван и одно кресло. И моя мысль заключалась в том, чтобы ежегодно кардинально менять стиль коллекции…»

Мебельная индустрия  80-х годов была весьма статична. Одну и ту же мебель выпускали из года в год, практически не меняя дизайн. Паола Навоне сломала этот стереотип. Поэтому руководители компаний начали приглашать ее, если возникало желание круто повернуть дело и создать что-то принципиально новое. Все началось с сотрудничества с компанией CAPELLINI. Джулио Капеллини (Giulio Cappellini), глава компании, пригласил Паолу Навоне, интуитивно почувствовав идейный застой, и Навоне оправдала его надежды – она в короткий срок создала коллекцию «Mondo» («Мир»), которая для CAPELLINI стала концептуальным прорывом (от дизайна мебели и предметов до разработки имиджа, от маркетинга до управления творческим персоналом). С тех пор приглашения от ведущих мебельных фабрик начали следовать одно за другим. С 1985 года Навоне была арт-директором и одновременно дизайнером ORIZZONTI. Особый этап в ее творчестве – работа с компанией CASAMILANO, для которой она создала незабываемую черно-белую коллекцию в стиле чувственного минимализма. Работая над этой коллекцией, Паола черпала вдохновение в творчестве японского кутюрье Иссе Мияке. Фасады шкафов отделаны «мелкоребристо», словно плиссированные юбки.

Она стала фигурой номер один в проекте Etnicometropolitano, консультируя компании и правительственные агентства юго-восточных и азиатских стран: Филиппин, Индонезии, Малайзии и Таиланда. Она помогала создавать и развивать имидж компаний для продвижения их продукции на собственном рынке и на Запад. Именно в этот момент у Паолы Навоне завязался «роман с этно». Работа в Etnicometropolitano показала глубокое знание потенциала различных экзотических материалов: индийского текстиля, новозеландской шерсти, марокканских тканей, африканской древесины, азиатского камня, филиппинского плетения, тайской бумаги, наряду со знанием возможностей традиционных материалов: металлов, цемента, пластика и так далее. Использование удивительных комбинаций материалов и технологий со всего света, неожиданно соединенных друг с другом, при сохранении их художественной независимости и выразительности – и по сей день один из основных творческих приемов Паолы Навоне.

Тогда же, в восьмидесятых, незамысловатая, естественная мебель преимущественно ручной работы, увиденная Паолой в Юго-Восточной Азии, вдохновила ее на создание собственной коллекции с ироничным названием «Дежа-вю». Её творения – стулья из ротана, проволочные вазы, кровати из кованого металла, беленые шкафчики и уютные клетчатые кресла являли собой протест против интеллектуального итальянского дизайна и были категорически отвергнуты миланским дизайнерским сообществом. Зато впоследствии, когда этностиль получил повсеместное признание, вещи Паолы Навоне стали великолепно продаваться, и у нее появились подражатели.

Между 88 и 98, она буквально взрывается многочисленными инициативами, связанными с дизайном, декорацией помещений, проектированием и заканчивает тем, что входит в мир моды: для Piazza Sempione, как раньше для Mondo, она разрабатывает концепцию рынка, пунктов продаж и шоу-рума в Милане.

С начала 90-х и по сей день она – главный дизайнер компании Gervasoni. Когда владельцы Gervasoni обратились к Паоле Навоне с просьбой разработать новую концепцию, её привлекло то, что на фабрике в течение ста лет не менялась технология производства из натуральных материалов. Фактически компания являлась своеобразным «заповедником» старинного итальянского способа плетения из кожи, ротанга и водорослей, использовавшегося ещё во времена прадедушки нынешнего главы фабрики Микеле Джервазони. Коллекции, сделанные Навоне для этой компании с авангардно вытянутыми спинками и сочетанием оплывающих линий с динамичными углами, были созданы в нетрадиционном для Gervasoni стиле.

Паола открыла для компании новые материалы и неожиданные сочетания – плетение из оленьей кожи вместе с алюминием и сталью, в некоторых вещах она заменила лианы пластиковым шнуром, начала использовать нетрадиционные для Gervasoni белый и красный цвета. Паола предложила доставлять для некоторых моделей экзотический черный бамбук, не использовавшийся ранее компанией. Особое плетение - имитация крупной вязки, ставшей сегодня очень популярной, - также изобретено Паолой. За короткий срок Навоне превратила фабрику, ранее бывшую оплотом традиционных форм и технологий, в полигон для обкатки самых неожиданных дизайнерских идей. Работа над коллекциями для Gervasoni, а соответственно и смелые эксперименты, продолжаются.

С 1995 по 1999 она разрабатывает проекты магазинов и выставок для Driade, коллекцию Otto для Gervasoni, кровати Andaman, Cicladi, Ebridi для Orizzonti, коллекции Lune и Grass для Arcade, этническую мебель для Oltrefrontiera, мебель и аксессуары для Casamilano, проектирует ювелирный бутик для Piero Milano.

В эти же годы она начинает сотрудничество с Pitti Immagine Casa, для которого придумывает и исполняет оборудование для ярмарок и выставок.

С 2000 по сегодняшний день к ее клиентам прибавились Antonangeli (светильники и предметы из фарфора и камня), Dada с кухней Eiffel, Molteni (диваны, кресла, кровати), Natuzzi, для Roche Bobois она разработала коллекцию «Ping Pong», для Swarovski подсвечник Morgana.

В 2002 для Фонда Книги, Музыки и Культуры Турина она обставляет в зале первого итальянского парламента в Palazzo Carignano, выставку «Нитью и знаком», посвященную итальянскому мастерству в прикладных ремеслах – текстиль и его связи с миром моды, обстановки и технологий.

На мебельном салоне 2003 она представляет для Arcade новые вазы «Taro», для Gervasoni – новые линии предметов «Inout» и «Weekend», для Orizzonti коллекцию «White».

В помещениях Триеннале в Милане Паола  Навоне курирует выставку DigitalPrint  – новое поколение поверхностей 2003 – это продолжение совместного с Abet Laminati проекта, длившегося два года.

В ноябре 2003 Паола Навоне представила новую коллекцию стекла-шелкографии, имитирующего серебряные египетские аксессуары.

В 2004 Навоне проектирует концепцию и стиль издания 2004 для Pitti Immagine Casa в Fortezza da Basso a Firenze. На мебельном салоне она представляет коллекцию мягкой мебели Ghost и новую мебель Otto для Gervasoni, новые предметы для Casamilano, новые кровати Aran и Scilly для Orizzonti. На выставке во Франкфурте Tendence Lifestyle, она представляет новые коллекции фарфора Reichenbach (Turingia). На Maison & Objet и Abitare il Tempo она представляет новую коллекцию аксессуаров для дома «Gervasoniblu» для Gervasoni. На Abitare il Tempo она проектирует концепцию и стиль обстановки «Hard and Soft» для Incontri, выставки мебельных тканей и авторских ковров.

В 2005 году начинает сотрудничество с Art trading Contract.

Главный ориентир для Паолы Навоне – человек, его потребности, однако, она уверена, что потребности эти у всех людей практически одинаковы. «Приобретая кресло, вы ведь думаете не о том, чтобы выразить свою индивидуальность. Вам хочется иметь вещь для души и тела: удобную, несущую заряд тепла, с характером.

Человечеству нужны новые технологии и новые лекарства, но уж никак не новые модели стульев. Лучше вспомнить о тех, что уже созданы». В своей длинной и многосторонней карьере Навоне легко переключалась между ролями архитектора, проектировщика мебели, художественного консультанта, дизайнера по интерьерам и выставочным экспозициям, создателя шоу-румов, критика, арт- директора и преподавателя. Сейчас основной вид ее деятельности – консультант различных изготовителей мебели, предметов интерьера, аксессуаров и отделочных материалов.

В первую очередь я стремлюсь выдерживать концепцию. Форму можно менять в процессе сотрудничества с фабрикой, но концепцию ни в коем случае… 

Очень часто, когда я приезжаю на фабрики к моим клиентам, мне говорят, что я крупный специалист по мусорным бакам, Я всегда роюсь в том, что они выбрасывают. Потому что очень часто профессиионал в той или иной области не способен оценить какие-то неординарные мелочи, по-новому взглянуть на них, взгляд «замылен», что называется. А я могу… Мебельный проект, разработанный мной для CASAMILANO, это целый этап моего творчества, Я стремилась сделать вещи в стиле чувственного минимализма, и мне это, кажется, удалось. Особенно я люблю мебель, фасад которой отделан мелко-ребристо, как юбки из коллекции Иссе Мияке…

Что касается моей совместной деятельности с фабрикой GERVASONI, предыстория проста. Четыре года назад владельцы фирмы обратились ко мне с просьбой придумать для них новую концепцию. Меня привлёк тот факт, что фабрике уже более ста лет, а это означает, что в производстве сохранена традиция производства из натуральных материалов. В Италии она сейчас уже практически умерла; во-первых, из-за дороговизны ручного труда, во-вторых, осталось очень мало ресурсов, так сказать собственно материалов. Мы начали сотрудничество, решив, что будем развивать продукцию с новым имиджем, сохраняя тем не менее и идею плетения, и приверженность к натуральным материалам».

Минимальными формальными средствами, не используя внешних эффектов, Паола Навоне вызывает у нас своим творчеством массу ассоциаций, подсознательных ощущений и воспоминаний. Недаром кажется, что посредством дизайна от Навоне можно причастится к тому самому богатейшему миру коллективного бессознательного всей человеческой расы, из которого этот дизайн возник, ассимилировав всю палитру этно. И мы постигаем это без уговоров, массированной рекламной пропаганды, просто и органично на уровне чувств.

Paola Navone. Паола Навоне. Ivy Collection Paola Navone. Паола Навоне. Ghost
Paola Navone. Паола Навоне. Nuvola Collection Paola Navone. Паола Навоне. Edo. Casamilano
Paola Navone. Паола Навоне. Cocoon. Ideal Form Team Paola Navone. Паола Навоне. Canyon sofa. Poliform
Paola Navone. Паола Навоне. Dali. Casamilano Paola Navone. Паола Навоне. Marocchina
Paola Navone. Паола Навоне. Ming. Casamilano Paola Navone. Паола Навоне. Bug. Poliform
Paola Navone. Паола Навоне. Pluto pendant lamp. Kundalini Paola Navone. Паола Навоне. Vulcano table. Poliform
Paola Navone. Паола Навоне. Alluminia. Gervasoni Paola Navone. Паола Навоне. CROCO. Gervasoni
Paola Navone. Паола Навоне. Paola Navone. Паола Навоне. CROCO. Gervasoni
Paola Navone. Паола Навоне. CROCO. Gervasoni Paola Navone. Паола Навоне. CROCO. Gervasoni
Paola Navone. Паола Навоне. NEWS. Gervasoni Paola Navone. Паола Навоне. Fungo Stool
поддержать Totalarch

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)