Harry Bertoia. Гарри Бертойя

Harry Bertoia. Гарри Бертойя

Гарри Бертойя (Harry Bertoia, 1915-1978) был скульптором и экспертом по металлургии. Тем не менее он оказал большое влияние на развитие промышленного дизайна. Музыкальные скульптуры (Sounding Sculpture) Гарри Бертойя  мало поддаются описанию — их необходимо видеть и слышать. Его уникальная коллекция стульев, изготовленных для «Knoll Associates, Inc» из металлической проволоки с применением точечной сварки остаётся популярной и на данный момент. Эта необычная и лёгкая на вид сетчатая мебель стала прототипом для последующих многочисленных модификаций. Проволочный металлический каркас обеспечивает жёсткость и устойчивость конструкции, сиденье же поднято на удобную высоту и сделано, как правило, из кожи. Его стулья из металла сочетают, казалось бы, взаимоисключающие понятия — жёсткость и комфорт.

В мире искусства Гарри Бертойя известен своими музыкальными скульптурами, сконструированными из металлических реек. Они отличаются размерами и созданы из различных металлов, включая бериллиевую медь. Некоторые рейки завершаются металлическими цилиндрами и каплями, которые благодаря своему весу усиливают колебание рейки. Его музыкальные скульптуры представляют собой металлические объекты, которые под воздействием издают уникальный, чистый музыкальный звук. Это понятие природной гармонии, исходящей от таких материалов, как сталь и другие металлы, легло в основу всех его проектов - от скульптуры до мебели.

Гарри Бертойя родился в 1915 году в Сан Лоренцо, Италия, а в 1930 году эмигрирует в Канаду, а затем переезжает в США. До 1936 г. — учится в Техническом Колледже Касса (Cass Technical College) в Детройте, занимается дизайном ювелирных украшений и живописью. 1937-1943 годах — получает стипендию Кранбрукской Академии Искусства, Мичиган, где он создаёт и ведёт мастер-класс по дизайну металла.

С 1939 года Гарри Бертойя открывает собственную студию, где проводит эксперименты со свойствами металлов. Тогда же он начинает преподавать дизайн ювелирных изделий. В военное время дефицит редких металлов заставил Бертойя заняться производством ювелирных изделий, вплоть до обручальных колец. Одной из таких ювелирных работ были обручальные кольца для Чарльза и Рэй Эймс.

В 1943 году переезжает в Калифорнию вместе с Чарльзом и Рей Эймс (Charles Ormand Eames & Ray Eames), сотрудничает с ними в их экспериментах по «лепке» из слоистой древесины медицинских протезов и компонентов для авиационной промышленности, проектирует акустические скульптуры из проволоки. Это сотрудничество явно повлияло на работы семьи Эймс, что видно по их знаменитому стулу Wire Chair DKR-2, изготовленному для Vitra. Схожесть эта даже стала причиной судебных споров между «Knoll Associates, Inc», у которых был контракт с Гарри Бертойя и «Vitra», с которой работали Эймс. Однако гуманный суд постановил, что если учесть длительное сотрудничество Эймс и Бертойя, то определить авторство идеи для кого-то отдельно невозможно.

Также, совместно с семьёй Эймс и Ееро Саариненом разрабатывает новый метод формования фанеры, который впоследствии стал одним из основных принципов промышленного производства мебели.

В 1950 году Гарри Бертойя переезжает в Пенсильванию, где начинает проектирование серии проволочных кресел для «Knoll Associates, Inc», среди которых знаменитый стул «Diamond».  Как сказал сам Гарри Бертойя об этой коллекции: «Если вы посмотрите на эти кресла, то увидите, что они в основном из воздуха, как и скульптура». Пространство проходит прямо через них». Все эти кресла были ручной работы, так как в то время ещё не существовало достаточных технических средств для поточного производства металлических конструкций такой сложности.

В этот же период он создаёт проволочные скульптуры для капеллы Массачусетского Технологического Института.

Крайне успешная продажа коллекции Бертойя для «Knoll Associates, Inc» в течение всех 50-х годов, позволила мастеру полностью посвятить себя скульптуре и металлу.

В 1956 году Гарри Бертойя получает медаль Американского Института архитектуры и ремёсел (American Institute of Architects' Craftsmanship Medal).  С помощью своих «музыкальных скульптур» Бертойя создал девять музыкальных альбомов, под общим названием «Sonambient», в произведениях на скульптурных инструментах из металла солируют руки скульптора и силы природы.

Музакальные скульптуры (Sounding Sculpture) Гарри Бертойя можно увидеть на площади перед зданием ООН в Чикаго, в Ботаническом саду Чикаго и в Музее искусств Джонсона при Корнельском университете в Нью-Йорке.

Гарри Бертойя отмечен многочисленными наградами, до конца своих дней (1978 год) вёл активную преподавательскую деятельность.

Harry Bertoia. Гарри Бертойя. Lounge chair. «Diamond». 1952 Harry Bertoia. Гарри Бертойя. Barstool. 1952 Harry Bertoia. Гарри Бертойя. Lounge chair. 1952
Harry Bertoia. Гарри Бертойя. High back chair. 1952 Harry Bertoia. Гарри Бертойя. Lounge chair. 1952 Harry Bertoia. Гарри Бертойя. Asymmetric Chaise. 1953/2005

Harry Bertoia. Гарри Бертойя. "Sounding Sculpture"

Harry Bertoia. Гарри Бертойя. "Sounding Sculpture"

Гарри Бертойя. Музыкальная скульптура, 1975. Материал: Медно-бериллевый сплав, медь, гранит. Создано по заказу компании Amoco. Расположена перед зданием ООН в Чикаго (бывшее здание корпорации Amoco). Harry Bertoia. "Sounding Sculpture". Aon Center (formerly Amoco Building) Plaza, 200 E. Randolph St. Chicago

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)