Vico Magistretti. Вико Маджистретти
Вико Маджистретти (Vico Magistretti, 6 октября 1920 — 19 сентября 2006) — архитектор, урбанист, преподаватель, он больше всего известен как создатель предметов мебели и светильников. Это не случайно — в середине XX столетия интересы всех архитекторов направляются в сторону индустриального дизайна. Сам Вико Маджистретти объясняет это тем, что в период между 1945 и 1970 годами «большая» архитектура Италии переживает кризис. «Архитекторы теперь получают большее удовлетворение от создания «маленьких объектов», которые будут куплены большим количеством людей, чем от проектирования дома, в котором будут жить лишь несколько человек. Именно в области промышленного дизайна может быть найдена свобода творчества».
80 процентов того, что создал Маджистретти, до сих пор производится. Его работы выставляются на всех наиболее известных выставках Италии, Европы, США и Японии и являются частью постоянных коллекций ведущих музеев мира. 12 его работ находятся в постоянном собрании MoMA. Генуя посвятила ему выставку в 2003 году.
«Самое главное в дизайне — это концепция, выраженная в быстрых зарисовках. Дизайн — это концептуальный процесс, имеющий более тесную связь с реальностью, нежели архитектура, т.к. «живет вместе с людьми».
«Зонт — вот самый совершенный из существующих примеров безымянного дизайна. Один из первых объектов массовой продукции. Совершенный и очень красивый».
«Стиль — это слово, существование которого я отрицаю. Я считаю, что в 20 веке было два великих архитектора: Фрэнк Ллойд Райт и Корбюзье. Я стараюсь делать вещи как можно более простыми, избавляясь от излишеств. Мне нравятся слова Мисс ван дер Роэ: «Чем меньше, тем лучше». Наверное, это самый удачный способ описать мою работу».
Его работой руководит страсть создавать то, что он называет «анонимные традиционные объекты». Маджистретти находит такие объекты «экстраординарными благодаря самому факту того, что они анонимны и могут повторять себя через какое-то время с небольшими изменениями, потому что они являются в основном стойкими к концептуальному устареванию. «Мне всегда нравилось это, своего рода, повторное использование, не в последнюю очередь из-за того, что я не люблю, когда аспекту дизайна уделяется слишком большое внимание».
Людовико Маджистретти родился в 6 октября 1920 года в Милане, изучал архитектуру в Политехническом университете. Окончив университет в 1945 году, работал в архитектурном бюро своего отца, затем создал собственную студию в Милане. Проектировал кинотеатры, отели, частные дома, торговые центры. В 1980 году приглашен в Royal College of Art в Лондоне. В 1946 он принял участие в итальянском мебельном шоу Reunion в рамках Миланского Триеннале. Здесь он продемонстрировал шезлонг и книжный шкаф, состоящий из полок, закреплённых на опорах из металлических труб. Начиная с 1946 года сотрудничает с фирмами Cassina, O-luce, Artemina, De Padova. За время своей карьеры получил два гран-при на Triennales в Милане и золотые медали на Compasso d’Oro.
Проектирование предметов промышленного производства, вещей, которые окружают человека в его повседневной жизни, становится главной темой итальянского дизайна послевоенного времени. «Мне не интересно создавать «подписные» вещи, мне интересно проектировать промышленные продукты. Именно они и формируют современную культуру», — пишет Маджистретти, выражая тем самым мысль своего поколения. Изделия «linea italiana», продаваясь десятками тысяч и миллионами, становятся символами эпохи, потому что отвечают всем требованиям современного мира: новым методам производства, новым материалам, новым потребностям и новым состояниям души.
«Дизайн — это не просто создание красивой формы вещи, это спор о жизни, обществе, политике», — говорил единомышленник Маджистретти Этторе Соттсасс. Главной своей задачей молодые проектировщики считают создание такого объекта, который не подстраивается под желания человека, а, напротив, сам может изменять и среду обитания, и даже образ жизни своего владельца.
Для дизайнера нет неинтересных тем — Маджистретти с одинаковым увлечением проектирует мебель и светильники, пишущие машинки, и даже... дверные ручки, и в каждом своем творении он ищет ответ на вопрос: какую роль играет этот предмет в жизни человека? Помогает ли он ему решать жизненные проблемы или, напротив, усложняет существование? «Не просите дизайнера придумать диван, а просите его создать условия для отдыха», — шутит Маджистретти, и эта мысль — ключ всего его творчества.
«Рентабельность, функциональность и хороший вкус» — вот творческое кредо Вико Маджистретти. Его творения хорошо принимаются во всем мире, и, главное, им всегда сопутствует коммерческий успех. Секрет этого успеха заключается в том, что мастеру в своем творчестве удается избегать крайностей. Несмотря на то, что расцвет его творческой деятельности пришелся на 60-70-е годы, время знаменитого «конфликта поколений», в его работах нет провокации или нарочитой банальности, как у более молодых и радикально настроенных дизайнеров. Он вместе с Джио Понти, Марко Занусо, Карло Скарпа представляет поколение дизайнеров, следующее «классической линии». Лаконичность форм, выразительность линий — вот философия Маджистретти, его понимание «классичности». Чтобы ни проектировал Маджистретти: стул, стол, кресло, диван, светильник, он остается верным своим убеждениям. Его работы легко узнаваемы, их отличает обманчивая простота, за которой скрывается смелость художественного и технического решения.
Когда у Маджистретти спрашивают, как он пришел к проектированию мебели, он лукаво отвечает, что, занимаясь интерьерами, просто не мог подобрать ничего подходящего. Своим первым важным проектом маэстро считает стул — «Carimati», придуманный в 1964 году для ресторана гольф-клуба. По словам Маджистретти, он проектировал «стул не для конкретного индивидуума, а для человека вообще», то есть универсальный объект, который был бы одновременно прочным и легким, удобным и мобильным, оригинальным и простым в исполнении. Внешний облик нового стула был нейтрален и подчеркнуто, конструктивен, что позволяло ему свободно вписываться в помещения самого разного предназначения и вполне отвечало эстетическим идеям времени. С этого момента начинается мировая слава Маджистретти как дизайнера-мебельщика. Сотрудничество мэтра с фирмами-производителями становится гарантией их успеха (достаточно вспомнить, какую известность получает Flou благодаря работам Маджистретти), а его проекты быстро превращаются в образцы для многочисленных подражаний.
В 1948 году Маджистретти основал ADI (Ассоциацию промышленного дизайна). В 1949 он выставляется на шоу, организованном Fede Cheti, которое включало работы ведущих итальянских дизайнеров современности. Вклад Маджистретти — книжный шкаф, похожий на лестницу, спускавшуюся вдоль стены, и маленький стол, который позже был запущен в производство компанией Azuucena. Целью компании и лично Маджистретти было производство качественной современной мебели, которая могла бы сосуществовать с антикварной обстановкой большинства миланских апартаментов.
В течение пятидесятых годов Маджистретти создал множество архитектурных работ, включая здание Corso Europa и Villa Arosio. Он выражал свою нелюбовь к «разработке гостиной для графини Ктоэтотакая или стульев для столовой Мистера Чтоэто» и предпочитал держать в голове свой собственный дом, думая о своих работах, как об «автобиографических, как дневник или маленький личный мир».
В 1959, тем не менее, его простой стул Carimate, спроектированный для гольф-клуба Carimate, стал культовым предметом в дизайне 60-х. Скорее всего, этот заказ доставил дизайнеру огромное удовольствие, так как он и сам с удовольствием играл в гольф, и создал множество эскизов для новых гольф-клубов, ни один из которых — тем не менее! — никогда не был запущен в производство. Стул представлял собой успешный дуэт природных материалов - древесины и камышового сидения — и яркой, современной работы с краской и лаковым покрытием. В 1962 году CASSINA начала производство этих стульев, тем самым возвестив о начале долгой эры сотрудничества с Маджистретти. Carimate стал символом Лондонской культуры и Beatles.
...60-е годы. Начинается триумфальный марш пластмассы, нового материала, который упрощает задачи серийного производства. Маджистретти проектирует стул «Selena», сиденье, спинка и ножки которого целиком отлиты из пластика. Для того чтобы стул был прочным, оставаясь при этом удобным и красивым, дизайнер находит остроумное техническое решение — ножки у стула представляют собой 5-образно сложенный лист пластмассы. «Selena» имеет большой успех, и в 1970 году к стулу присоединяются стол «Selena», кресла «Gaudi» «Vicario».
...Конец 60-х годов. Огромный интерес проявляется к проблемам освещения. Как верно выразил главную мысль времени все тот же Этторе Соттсасс, свет отныне должен «не просто заполнять пространство, он должен рассказывать историю». Маджистретти создает светильник «Chimera», который представляет собой выразительную пластическую форму, скорее скульптуру, чем светильник, романтичную и загадочную. Несколькими годами позже появляется «Atollo», быстро побивший все рекорды продаж благодаря новизне своей формы. Среди его важных инноваций в работе с пластиком - использование S-образных ножек для максимальной поддержки, не нарушающей целостность конструкции, и техника уплотнения пластмассы в тех местах, на которые приходилась максимальная нагрузка.
...70-е годы. Линии становятся простыми, а проблемы эргономики — главными. Маджистретти проектирует диван «Maralunga» (1973 год), спинка и подлокотники которого — мягкие подушки, которые меняют свое положение, создавая оптимальные условия для человеческого тела. Кровать «Nathalie», устроенная по тому же принципу, произвела настоящий фурор, создав новый уровень комфорта в индустрии сна. А стеллаж «Nuvola rossa» благодаря конструктивности и четкости линий стал одним из символов дизайна 70-х.
...80-е годы. Формы усложняются, а сюжеты становятся все более романтичными. Маджистретти создает для фабрики Cassina знаменитую серию «оригинальных» диванов. Его кресло и диван «Sindbad» (1981 год), покрытые лошадиной попоной традиционной английской расцветки - настоящая ода «анонимному объекту». Он писал, что когда увидел попону, то подумал, что она «столь красива, что я хочу добавить к ней четыре ножки и сесть на неё». «Veranda» — удобный шезлонг и прекрасная возможность организации пространства: легкое движение руки и прямоугольный диван превратится в уютный полукруг. «Cardigan», скромный, отличающийся предельной сдержанностью форм, предлагающий систему элементов, которые могут создавать самые разнообразные комбинации. Вико Маджистретти также известен благодаря своим светильникам, таким как настольная лампа «Atollo», изготовленная из раскрашенного алюминия, которая получила награду Compasso d'Oro в 1979 году и была включена в юбилейный 50-ый календарь Музея современного искусства в Нью-Йорке (Museum of Modern Art, MoMA).
...90-е годы. Великое разнообразие стилей. Маджистретти создает вещи, поражая многообразием художественных решений. Он то «поворачивается к миру приключений», создавая кресло-седло «Insica», то обращается к почти минимализму в дизайне кровати «Tadao Maratona», то создает смешную «вешалку-дерево» «Spiros». Он работает много и плодотворно, его изделия вы пускаются такими фирмами, как Arteflex, Kartell, Cassina, Artemida, Venini, Olivari, De Padova, Flou. Все произведения Маджистретти демонстрируют высочайший уровень дизайна и не теряют со времен своей актуальности.
Будучи широко признанным в мире культуры, он получил массу престижных титулов. С 1967 года он является членом Академии Святого Луки в Риме; кроме того, он является почётным членом Королевского колледжа искусств в Лондоне и Королевского общества архитекторов в Шотландии. Маджистретти также был профессором в миланской академии Domus, профессором в Королевском колледже искусств. Он читал лекции в Милане, Венеции, Риме, Лондоне, Барселоне, Копенгагене, Аспене, Токио и Сан-Пауло.
Смог Вико Маджистретти добиться значительных успехов и на научном поприще. Он удостоен звания члена римской академии Святого Луки, профессора и почетного члена Королевского колледжа искусств в Лондоне, а также почетного члена Королевского шотландского объединения архитекторов.
В области промышленного дизайна он сотрудничал с ведущими производителями, такими как ARTEMIDE, CASSINA, DE PADOVA, FLOU, FONTANARTE, FREDERICIA, FRITZ HANSEN, KARTELL, O'LUCE, SCHIFFINI, OLIVARI, CAMPEGGI, ROSTRAND, COVO, THONET VIENNA.
«Я никогда не люблю возвращаться к работе, которую завершил. Точно также, как виновный не должен вспоминать свое преступление. Проект, который я очень люблю - это здание на Piazzale Aquileia. Но обычно, когда я вспоминаю свою работу, в памяти всплывают лишь совершенные мной ошибки. И хотя я довольно терпимо к ним отношусь, но факт остается фактом, я вижу только ошибки».
Умер Вико Маджистретти 19 сентября 2006 года. В Милане, в бывшем дизайн-бюро мастера, открылся его музей. За продвижение идей Маджистретти в мире отвечает Vico Magistretti Foundation, организация, предусмотрительно придуманная самим дизайнером. Музей — один из самых масштабных ее проектов. Экспозиция тематическая, будет регулярно обновляться, каждые три месяца планируется выставлять по одному шедевру Маджистретти, и всему с ним связанному.
Лампа Claritas. 1946 | Стул Carimate. Cassina. 1960 |
Светильник Lambda. Artemide. 1961 | Лампа Omega. Artemide. 1963 |
Штабелируемый стол Demetrio. Artemide. 1964 | Настольная лампа Eclisse. Artemide. 1965 |
Лампа Chimera. Artemide. 1966 | Светильник Triteti. Artemide. 1967 |
Стул Selene. Artemide. 1969 | Диван Maralunga. Cassina. 1973 |
Стул Gaudi. Artemide. 1970 | |
Лампа Sonora. Oluce. 1974 | Лампа Dim. Oluce. 1975 |
Стеллаж Nuvola. Cassina. 1977 | Настольная лампа Atollo. Oluce. 1977 |
Торшер Lyndon. Oluce. 1977 | Диван Nathalie. Flou. 1978 |
Торшер Pascal. Oluce. 1979 | Светильник Kuta. Oluce. 1980 |
Кресло Sindbad. Cassina. 1981 | Кресло Veranda. Cassina. 1983 |
Стул Simi. 1984 | Лампа Slalom. Oluce. 1985 |
Стол Vidun. De Padova. 1986 | Стул Silver. De Padova. 1989 |
Стеллаж Tanimoto. 1991 | Кресло Incisa. 1992 |
Стул Mauna Kea. Kartell. 1994 | Кухня Solaro. 1995 |
Стул Maui. 1996 | Люстра Morocco. 1998 |
Лампа Margaret. Fontana Arte. 2000 | Светильник Bruco. Fontana Arte. 2003 |
Ваза Magellano. 2004 | Кресло Bistro. 2005 |
Люстра Piazza San Marco. Oluce. 2005 | Стол Gemini. 2006 |
Жилой дом на Via San Marco, Милан 1970 | Церковь Santa Maria Nascente (совместно с Mario Tedeschi), Милан 1954 |
Логистический центр Famagosta, Милан 1989 | Жилой комплекс San Felice, Милан 1961 |
Здание факультета биологии миланского университета, Милан 1978-81 | Жилой дом на Via Conservatorio, Милан 1966 |
Жилой дом на Via Leopardi, Милан 1961 | Административное здание Corso Europa, Милан 1957 |
Жилой дом Torre del Parco на Via Revere (совместно с Franco Longoni), Милан 1953-56 | Комплекс зданий Centro Cavagnari банка Cassa di Risparmio, Парма 1985 |
Жилой дом Casa a Torre на площади Aquileia, Милан 1964 |
Добавить комментарий