Троцкий Ной Абрамович
Творческий путь Ноя Абрамовича Троцкого (1895—1940) короток. Жизнь его оборвалась, когда ему было сорок пять лет. Но его творчество было ярким и характерным явлением в советской архитектуре. Он принадлежал к плеяде крупнейших мастеров советской архитектуры, к поколению архитекторов, которые формировались целиком после революции 1917 года. Это был архитектор большого творческого напряжения, неутомимый мастер, большой художник и умелый организатор. Им выполнено около двухсот проектов зданий различного назначения, половина которых была премирована на конкурсах.
Троцкий прошел серьезную школу у А. Е. Белогруда и И. А. Фомина. Эта школа оказала большое влияние на формирование художественных взглядов молодого зодчего.
Работы Троцкого вызвали многочисленные споры. «Его стиль — определенно выраженный и постоянный, стиль, которому импонирует историческое прошлое: нередко он очень сильно к нему тянется, но хочет идти в ногу с веком и не подчиняет себя прошлому, а, напротив, использует его для создания современного», — так писал архитектор Л. А. Ильин, давший наиболее точную оценку творчества Троцкого.
Можно по-разному оценивать его творческую направленность, но в одном неизбежно сойдутся оценки — это проявление подлинной художественной натуры, ярко выраженной, искренней и цельной.
Н. А. Троцкий родился в Ленинграде 15 марта 1895 года в семье рабочего-наборщика. После окончания реального училища поступил в 1913 году на архитектурное отделение в Академию художеств. Увлечение романской архитектурой и ранним итальянским Ренессансом чувствуется в его дипломном проекте «Дом цехов». Но уже в этой работе проявилась творческая индивидуальность архитектора — стремление к монументальности, простоте, ясности и пластичности форм.
В 1920 году, после окончания Академии художеств, Троцкий поступил во 2-й политехнический институт и окончил его в 1921 году, получив звание инженера-архитектора. Занятия в институте с большим уклоном в изучение технико-строительной части архитектуры пригодились Троцкому при проектировании и сооружении больших общественных зданий и комплексов, с применением смелых и современных архитектурно-конструктивных концепций. Это позволило ему шире заняться также и промышленной архитектурой.
Дипломный проект крытого стадиона из железобетона, выполненный в мастерской профессора Белогруда, в известной мере предопределил основной характер всех последующих работ Троцкого. В проекте стадиона все усилия архитектора были направлены на решение чисто инженерных и конструктивных проблем формы и материала. Остекленные апсиды, железобетонные ступенчатые рамы перекрытий шестидесятиметрового пролета, система фонарей верхнего освещения — все эти своеобразные и новые по тому времени конструктивные решения в сочетании с мотивами, навеянными римскими архитектурными пейзажами на гравюрах Пиранези, сообщали новаторскую, романтическую трактовку этой смелой и талантливой работе молодого архитектора. В этом проекте он освободился от старой классической системы, обнажая и раскрывая логически просто и ясно конструктивную сущность здания.
Оригинальность подхода к решению пространственных задач, идеи нового архитектурного мышления получили свое воплощение в проекте Дворца Труда для Москвы. Конкурс на этот проект, объявленный в 1923 году, привлек большое внимание архитектурной общественности. В программе этого конкурса был как бы подведен итог опыта проектирования и строительства общественных зданий почти за пять лет. Масштаб задания открывал перед участниками ряд широких вопросов. На конкурс поступило около пятидесяти проектов.
В проекте Троцкого есть влияние классических концепций, но они подчинены и развиты в сторону новых современных требований. Мощная сила чувствуется во всех формах: в общих массах и деталях. Шесть железобетонных пилонов несут перекрытие зала на восемь тысяч человек. Центральный объем обступили апсиды, низ решен по классической схеме спаренными колоннами. Троцкий в этой работе наиболее четко выразил свою архитектурную линию: поиски современных конструктивных возможностей и смелость их решений. Его проект был удостоен первой премии.
Еще во время учебы Троцкий начал работать у И. А. Фомина, мастерская которого, созданная в Петрограде в 1919 году, являлась центром архитектурной жизни города. Ной Абрамович проработал в ней несколько лет в качестве помощника архитектора. Влияние Фомина сильно сказывалось на творчестве Троцкого, который всегда считал себя его учеником. Круг решаемых вопросов в мастерской был велик и охватывал все вопросы городского строительства и планировки. Троцкий участвует в многочисленных конкурсах, проводимых в 1919 — начале 1920-х годов: на проект зданий терм на Ватном острове (в соавторстве с Л. М. Тверским и Д. П. Бурышкиным), крематория (с Л. М. Тверским), районного душевого здания, волисполкома, на планировку Путиловского района (с Л. М. Тверским), на проект памятника А. Воронихину, на проект застройки жилых зон Петрограда «Красный город» и «Новый город» (с М. Рейзманом), на проект памятников В. И. Ленину у Финляндского вокзала в Ленинграде и в Одессе и др. Участвует вместе с Фоминым в работе по сооружению въездной арки и башни на Каменном острове в связи с организацией первых в истории рабочих домов отдыха.
С 1925 года начался новый период в творчестве Троцкого. В этом году наряду с другими архитекторами (В. А. Щуко, А. И. Дмитриевым, архитекторами Проектного бюро «Стройкома») ему был заказан проект Дома культуры Московско-Нарвского района Ленинграда. В этом проекте отразились искания, характерные для конструктивизма. Вся объемно-пространственная структура здания строится по методу функциональной организации. План четко расчленен, соответственно ему расчленен весь архитектурный объем. В пояснительной записке Троцкий писал: «В основу проекта положена задача создать здание, отвечающее во всех отношениях современности. Для нашей современности характерны основные свойства — простота, рациональность и выразительность. Каждая форма должна быть максимально выразительной и лаконичной, иначе она не современна... Архитектура здания логически вытекает из плана и конструкции. «Ничего лишнего» безусловно и принципиально не допущено».
В 1925—1932 годы в работах Троцкого сказывается сильное влияние архитектуры конструктивизма. Наиболее крупные конкурсные проекты этого периода: кинофабрика в Витебске, котлотурбинный учебный комбинат и Московский райсовет в Ленинграде, Дом Советов в Ростове-на-Дону, Центросоюз в Москве и многие другие. И в этих проектах проявляются черты, характерные для его творческой индивидуальности: смелая и живописная пространственная организация, функциональная обоснованность планов, лаконизм и простота в решении объемов, острота конструктивных решений. Эти качества нашли отражение в промышленных постройках Троцкого.
В начале 1926 года он был приглашен к проектированию стекольного завода «Белый бычок». Тщательное изучение технологического процесса помогло создать новые конструктивные формы, цельный архитектурный организм. Интересно решены гуты с железобетонными опорами, верхний свет в главном зале. При помощи конструкций Троцкий разрешил определенную пространственную задачу, вытекающую из производственного процесса. Разнообразно и интересно решены здания рабочего поселка при этом же заводе. Все они выполнены были в дереве.
В подчеркнуто конструктивном плане осуществлено в 1930 году здание котельной при 2-й ГЭС в Ленинграде. Ряд 35-метровых железобетонных открытых наклонных рам, несущих бункера и транспортеры, башня, железобетонные пилоны, несущие дымососы, открытые мосты, галереи — все это, по словам Троцкого, «имело целью выявить внутреннее содержание, дать характерную форму железобетонной конструкции».
Промышленная архитектура составила целую главу в творческой биографии Троцкого.
В 1930 году Троцкий выполнил проекты двух крупных общественных сооружений для Ленинграда — Кировского райсовета и Василеостровского Дворца культуры (в соавторстве с С. Н. Кодаком). Эти здания являются типичными образцами архитектуры «переходного» времени. Проект здания Кировского райсовета, представленный на конкурс, разработан в духе «конструктивизма». Позднее, при строительстве, здание подверглось некоторому «обогащению», однако планировка и решение общих масс остались первоначальными. Композиционный размах, простота и ясность объемов, четкий силуэт придают монументальность и значительность общественному сооружению. Здание Кировского райсовета является одним из первых советских общественных центров Ленинграда.
Василеостровский Дворец культуры — еще более грандиозный, сложный комплекс, который должен был занять вместе с проектируемым парком большую часть территории бывшего Смоленского поля. К сожалению, вся программа не была осуществлена. Была выстроена клубная часть с малым залом. По первоначальному проекту здание задумано в той же конструктивистской системе. Позднее оно получило декорации в несколько утяжеленном пластическом выражении.
В 1931 году Троцкий, архитекторы А. А. Оль и А. И. Гегелло спроектировали и построили монументальное административное здание в Ленинграде, которое явилось примером поисков нового пути развития архитектуры в начале 30-х годов. Разнообразные вертикальные объемы спаяны в единую уравновешенную композицию. Первый Этаж утяжелен и облицован красным гранитом. Троцкий квалифицировал это здание как «один из первых памятников нового направления, основанного на классических формах».
Поворот к освоению исторического наследия после 1932 года имел большое значение для творчества Троцкого. В нем вновь пробудились симпатии к классике. Но он не отбрасывает достижения, как он называл, «аналитической» архитектуры 1923— 1930 годов, считая, что, обладая этими достижениями и критически изучая искусство Египта, Греции, Рима и Италии эпохи Возрождения, советская архитектура пойдет новыми путями. В этот период он постоянно и упорно искал новые формы архитектурного выражения на основе классических элементов композиции. Его конкурсные проекты и постройки отражают все возрастающую любовь к богатству и пышности декоративной обработки. В 1934 году он выполнил конкурсные проекты зданий театра для Минска, Академии наук СССР в Москве, «Дом ударника», универмаг в Ленинграде. Одновременно в Ленинграде он ведет строительство жилых домов и школ. В этих работах Троцкий возвратился к классическим основам, в них видна огромная тяга к монументальным формам, которые часто получали несколько утяжеленную и мрачную выразительность. Троцкий постоянно говорил, что классические формы не следует копировать, но в своих работах не всегда придерживался этого принципа.
Творческий путь Троцкого оборвался во время его самой крупной работы — строительства ленинградского Дома Советов. Под его руководством группа архитекторов и инженеров с 1936 года начала разработку проекта и осуществление строительства огромного ансамбля — административного общегородского центра Ленинграда. На архитектуру здания повлияла идея создания нового грандиозного центра в южной части города. Формы подчеркнуто монументальны. Здание явилось как бы манифестом Троцкого, провозглашенным языком архитектурных форм.
В течение своей короткой жизни Троцкий написал немного. Он был практик. Но в своих немногочисленных высказываниях он всегда оставался искренним, и его взгляды на архитектуру, его линия творчества свидетельствуют, что его связи с общественным настроением, с современной жизнью были не плодом холодной и рассудочной мысли, а следствием его большой взволнованности и чистого чувства.
Источник: Мастера советской архитектуры об архитектуре. Бархин М.Г., Иконников А.В. и др. (ред.). 1975
Публикации:
- О работе архитектора
- О промышленной архитектуре
- О социалистическом реализме советской архитектуры
- О советской архитектуре
- Об отношении к классической архитектуре и о поисках стиля советской архитектуры
- О процессе архитектурного творчества
Н. А. Троцкий. Крытый стадион на 15000 человек. Дипломный проект. 1921. Интерьер |
Н. А. Троцкий. «Дом цехов». Дипломный проект. 1920 |
Н. А. Троцкий. Конкурсный проект Дома культуры Московско-Нарвского района в Ленинграде. 1925 |
Н. А. Троцкий. Проект Дворца Труда в Москве. 1923. Внешний вид и интерьер |
Н. А. Троцкий, Я. И. 3еликман, инж. Ф. О. Тейхман. Макет котельной при 2-й ГЭС в Ленинграде. 1931 |
Н. А. Троцкий, Я. И. Зеликман, Маслов. Проект стекольного завода «Белый Бычок». 1926—1929 |
Н. А. Троцкий. Здание Кировского райсовета в Ленинграде |
Н. А. Троцкий, С. И. Козак. Здание Василеостровского Дворца культуры в Ленинграде |
Н. А. Троцкий. Здание Дома Советов на Московском проспекте в Ленинграде |
Н. А. Троцкий, А. А. Оль, А. И. Гегелло. Здание Государственного политического управления в Ленинграде |
Добавить комментарий