Конструктивизм

Щусев Алексей Викторович

Щусев Алексей Викторович

Алексей Викторович Щусев (1873-1949) – русский и советский архитектор. Заслуженный архитектор СССР (1930). Академик архитектуры (1910). Академик АН СССР (1943). Лауреат четырёх Сталинских премий (1941, 1946, 1948, 1952 – посмертно). «Самая смелая конструкция не может и не должна вступать в противоречие с художественными принципами архитектуры». «Творчество в архитектуре более, чем в других искусствах, связано с жизнью», – говорил Щусев. Он постоянно искал связь архитектурных форм с жизненными процессами, не считая застывшими ни те, ни другие. Как истинный художник, он пробовал себя в разнообразных формах архитектуры, находя удовлетворение в познании и выражении все нового и нового и не удовлетворяясь до конца.

Щуко Владимир Алексеевич

Щуко Владимир Алексеевич

Владимир Алексеевич Щуко (1878-1939) – один из крупнейших представителей художественной культуры первой половины XX века. Он был талантливым архитектором, блестящим живописцем, скульптором и профессиональным театральным художником.  Академик архитектуры (1911 г.). Видный мастер петербургской неоклассики 1910-х гг. В советское время, в соавторстве с В. Г. Гельфрейхом – проектировщик нового здания Библиотеки имени Ленина, оперного театра в Ростове-на-Дону и проекта Дворца Советов в Москве.

Татлин Владимир Евграфович

Татлин Владимир Евграфович

Владимир Евграфович Татлин (1885-1953) – советский художник широкого диапазона, один из основоположников новой отрасли художественной деятельности – дизайна, автор архитектурного проекта Памятника III Интернационала, оказавшего широкое и многообразное влияние на развитие архитектуры XX века. Татлин утверждал, в частности, что диапазон применяемых в архитектуре форм неоправданно сужен, ограничивается повторением простейших геометрических фигур. Он одним из самых первых предложил расширить язык современной архитектуры за счет криволинейных форм, особенно форм и поверхностей «сложной кривизны».

Никольский Александр Сергеевич

Никольский Александр Сергеевич

Александр Сергеевич Никольский (1884-1953) – советский архитектор, теоретик, идеолог и лидер ленинградского конструктивизма. В 1923 г. организовал в Институте гражданских инженеров творческую мастерскую, сыгравшую значительную роль в развитии и утверждении новых методов архитектурного образования. Развивал функциональный метод проектирования, целью которого было достижение целесообразной организации протекающих в здании процессов, рациональное построение его внутреннего пространства и конструктивной системы. Однако Никольский никогда не разделял позиций ортодоксального конструктивизма.

Мельников Константин Степанович

Мельников Константин Степанович

Константин Степанович Мельников (1890-1974) – советский архитектор, чьи произведения, в свое время вызывавшие непримиримые споры, сегодня воспринимаются как яркие примеры советской архитектуры 20-х годов. Мельников внес вклад в формирование новых типов зданий, выдвинул множество совершенно новых композиционных идей и повлиял на развитие современной архитектуры не только в нашей стране, но и за её рубежами. Нередко архитектурные произведения Мельникова характеризуют как постройки в духе конструктивизма или функционализма. Однако, при известных чертах внешнего сходства, творчество Мельникова было вне модных в то время архитектурных течений и он категорически возражал, когда его постройки относили к этим стилям.

Мазманян Микаел Давидович

Мазманян Микаел Давидович

Микаел Давидович Мазманян (1899-1971) – один из ведущих зодчих, практик и теоретик новаторской школы армянской архитектуры, которая сформировалась в конце 1920-х – начале 1930-х годов в борьбе со стилизацией и эклектикой. С конца 1930-х до середины 1950-х годов Мазманян вел большую работу в Норильске, где участвовал в создании генерального плана города, проектировал жилые, общественные и промышленные сооружения, уделяя особое внимание разработке новых принципов планировки и застройки города в условиях Крайнего Севера.

Лисицкий Эль (Лазарь) Маркович

Лисицкий Эль (Лазарь) Маркович

Лазарь Маркович Лисицкий (Эль Лисицкий, 1890-1941) – советский художник, архитектор, дизайнер. Эль Лисицкий один из выдающихся представителей русского и еврейского авангарда. Совместно с Казимиром Малевичем разрабатывал основы супрематизма. Будучи архитектором по образованию, Лисицкий одним из первых понял значение художественных поисков «левой» живописи для развития современной архитектуры. Работая на стыке архитектуры и изобразительного искусства, он много сделал для того, чтобы перенести в новую архитектуру те формально-эстетические находки, которые помогали формированию современной художественной культуры.

Леонидов Иван Ильич

Леонидов Иван Ильич

Иван Ильич Леонидов (1902-1959) – одна из наиболее значительных творческих личностей, внесших большой вклад в развитие советской архитектуры 20-х годов. Это был зодчий с ярко выраженным поисковым талантом. Он создал проекты, в которых было предугадано многое в развитии современной архитектуры. Самым существенным в его творчестве было глубокое переосмысление социальной сущности сооружений. При этом новое социальное содержание жизни нашло у Леонидова и органическое единство с новой высокохудожественной архитектурной формой.

Троцкий Ной Абрамович

Троцкий Ной Абрамович

Ной Абрамович Троцкий (1895=1940) – советский архитектор. Им выполнено около двухсот проектов зданий различного назначения, половина которых была премирована на конкурсах. Творческий путь Троцкого оборвался во время его самой крупной работы – строительства ленинградского Дома Советов. Под его руководством группа архитекторов и инженеров с 1936 года начала разработку проекта и осуществление строительства огромного ансамбля – административного общегородского центра Ленинграда. Формы подчеркнуто монументальны. Здание явилось как бы манифестом Троцкого, провозглашенным языком архитектурных форм.

Гольц Георгий Павлович

Гольц Георгий Павлович

Гольц Георгий Павлович (1893-1946). Действительный член Академии архитектуры СССР, лауреат Государственной премии, архитектор, художник, теоретик и педагог. Гольц ни на минуту не терял чувства современности и не забывал о ее требованиях. Все его работы отмечены стремлением сочетать классическую мудрость с этими требованиями. Острота, с которой Гольц в своих работах сталкивал и заставлял взаимодействовать современность и классическое наследие, определила место Гольца в советской архитектуре. Все это видно в большинстве его работ, многие из которых являлись событием в архитектурной жизни нашей страны. Проекты Гольца были отмечены оптимистической мажорностью, праздничностью.

Голосов Пантелеймон Александрович

Голосов Пантелеймон Александрович

Пантелеймон Александрович Голосов (1882-1945) – один из характерных представителей архитектурного конструктивизма 1920-х – начала 1930-х годов. Пантелеймон Голосов построил не много (как и все в эти годы), но он очень много и успешно проектировал и без него немыслимо представить историю советской архитектуры 20-х – начала 30-х годов. Первоклассный архитектор с даром организатора и педагога, П. Голосов стоял во главе проектных мастерских и был профессором Московского института гражданских инженеров.

Голосов Илья Александрович

Голосов Илья Александрович

Голосов Илья Александрович (1883-1945) – советский архитектор, один из лидеров конструктивизма. С 1919 по 1945 гг. Илья Голосов преподавал архитектуру в различных учебных заведениях, в том числе, во Вхутемасе-Вхутеине и в Московском архитектурном институте. Стиль современной архитектуры особенно остро прочувствован им в тонкой, изящной графике линий, в простоте строго очерченных чистых объемов, в стремительной ритмике и динамике масс, их лёгкости, пространственности и, наконец, в эстетизации самого материала. Все это лежит в основе выразительности многих голосовских произведений, иногда граничащих с ощущением подлинной элегантности.

Гинзбург Моисей Яковлевич

Гинзбург Моисей Яковлевич

Моисей Яковлевич Гинзбург (1892-1946) – один из основоположников советского конструктивизма в архитектуре – начал свою деятельность в период зарождения архитектуры XX века. Его имя связано с эпохой становления советской архитектуры. Гинзбург соединял в себе талант ученого, писателя и архитектора-практика. Проникновение в вопросы теории органически связано со всем его творчеством. В своих выступлениях он призывал бороться за архитектуру, которая должна быть гуманистическим искусством, за архитектуру, отвечающую потребностям социалистического общества. 

Гегелло Александр Иванович

Гегелло Александр Иванович

Александр Иванович Гегелло (1891-1965) принадлежит к числу архитекторов, чье становление и формирование совпало с периодом становления Советского государства. В историю советского зодчества А.И. Гегелло вошел не только как автор многих этапных общественно-бытовых сооружений, но и как крупный теоретик архитектуры. В 1937-1950 годы возглавлял Ленинградский филиал Академии архитектуры СССР. В 1925-1927 годах (совместно с Кричевским) А.И. Гегелло был создан один из выдающихся первенцев советской архитектуры – Дом культуры им. А.М. Горького для рабочих Московского и Нарвского районов Ленинграда. В 1927 году по проекту А.И. Гегелло был осуществлен памятник В.И. Ленину и Разливе.

Веснин Виктор Александрович

Веснин Виктор Александрович

Виктор Александрович Веснин (1882-1950) – русский и советский архитектор, преподаватель и общественный деятель, один из братьев Весниных, представитель авангардного и неоклассического направлений в архитектуре. Главный архитектор Наркомтяжпрома (1934), председатель Союза архитекторов СССР (1937-1949), первый президент Академии архитектуры СССР (1936-1949), действительный член АН СССР (с 1943), депутат Верховного Совета СССР 1-го и 2-го созывов.

Веснин Александр Александрович

Веснин Александр Александрович

Архитектор Александр Александрович Веснин (1883-1959), брат Л.А. Веснина и В.А. Веснина с которыми работал тесном творческом содружестве. Учился в институте гражданских инженеров в Петербурге (1901-1912). Участвовал в работе Инхука (Института художественной культуры; 1921-1924), входил в архитектурную группу ЛЕФа (1924). Председатель ОСА (1925-1931), ответственный редактор журнала «Современная архитектура» (1926-1930). Преподавал в московском Вхутемасе-Вхутеине (1921-1930) и Московском архитектурном институте (до 1936). Почётный член Академии строительства и архитектуры СССР (1956-1959). Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Веснины (братья)

Веснины (братья)

Творческий коллектив братьев Весниных – Леонид Александрович (1880-1933), Виктор Александрович (1882-1950) и Александр Александрович (1883-1959) – сыграл большую роль в становлении советской архитектуры. Творческий коллектив Весниных окончательно сложился к 1923 году, и в течение десяти лет братья были признанными лидерами нового направления в советской архитектуре. Сила творческого коллектива Весниных заключалась в том, что это было органичное сообщество талантливых, единых по творческим устремлениям, но в то же время и во многом разных архитекторов. Братья удачно дополняли друг друга не только различными сторонами своего таланта, но и своим опытом.

Буров Андрей Константинович

Буров Андрей Константинович

Андрей Константинович Буров (1900—1957) – советский архитектор, инженер-изобретатель. Член-корреспондент Академии строительства и архитектуры СССР, доктор технических наук. Универсальность научных интересов и широта его взглядов, энциклопедические знания и необычайная память помогли ему соединять в творчестве и изобретательстве «далеко лежащие вещи».  В этом сложном процессе сочетания рождались мысли и идеи, удивительные по своей красивой простоте. Не все идеи воплощены в жизнь. Но бесспорно, что все они интересны и талантливы.

Бархин Григорий Борисович

Бархин Григорий Борисович

Бархин Григорий Борисович (1880-1969). Доктор архитектуры, профессор, член-корреспондент Академии архитектуры СССР, заслуженный деятель науки и техники РСФСР – один из крупнейших зодчих, с именем и деятельностью которого связан период становления советской архитектуры. На протяжении всей своей деятельности Бархин был глубоко убежденным сторонником того, что именно социальная функция, практическое назначение, содержание здания определяют организацию сооружения, его объемное и пространственное построение. Одновременно уже в самых первых проектах проявляется и другая сторона рабочего метода Бархина – стремление к выразительности художественного образа сооружения.