Бархин Григорий Борисович
Архитектор Бархин Григорий Борисович (1880—1969). Доктор архитектуры, профессор, член-корреспондент Академии архитектуры СССР, заслуженный деятель науки и техники РСФСР — один из крупнейших зодчих, с именем и деятельностью которого связан период становления советской архитектуры.
Г. Б. Бархин родился в Перми. Детство провел в Забайкалье в маленьком рабочем поселке при металлургическом заводе, основанном Петром I. Десятилетним мальчиком он начал работать самоучкой-чертежником и рисовальщиком заводской конторы. Заметив его способности к рисунку, Общество сибиряков послало его учиться искусству в Европейскую часть России и на протяжении всего времени учения давало стипендию.
В 1907 году Григорий Борисович успешно окончил Петербургскую Академию художеств по классу архитектуры. Обучение в Академии было классическим по духу и по форме. Но уже на дипломной работе Бархина — «Некрополь близ столицы» — проявилась неудовлетворенность канонами проштудированных стилей. Григорий Борисович выполнил развитый храмовый комплекс в характере народной архитектуры Грузии. Здесь интересно, что Бархин с самых первых шагов отказался от рутинных путей. Вместе с тем там, где это нужно было — в работах для Москвы над интерьерами Музея изящных искусств, — Григорий Борисович показал себя знатоком исторических стилей. Он много и превосходно рисовал — портреты и пейзажи.
Бархин работал и в характере раннего русского классицизма (усыпальница Юсупова, корпуса Московского университета, ряд деталей и обелиски Бородинского моста и т. д.).
Уехав в Иркутск, Бархин много работает в неоклассицизме и в так называемом «русском стиле», пробуя уйти от сковывающих традиций «академической» школы. В первые годы мировой войны проектирует и строит ряд военных заводов. Работа над архитектурой промышленных зданий дала серьезную базу Бархину в его изучении функции и конструкции как основ зодчества.
Вернувшись в 1919 году после первой мировой и гражданской войн, участником которых он был, в Москву, Бархин с энтузиазмом включается в огромную работу по восстановлению разрушенного хозяйства страны. Он занимается реконструкцией больничных зданий Москвы, проектирует жилые дома для рабочих Сормовской гидроэлектростанции, рабочий поселок на 12 тысяч жителей близ Мытищ и др. В 1922—1923 годах пишет две книги, посвященные жилищному строительству. — «Рабочий дом и рабочий поселок-сад» и «Современное рабочее жилище». В них видна тенденция рассматривать дом как часть комплекса, связанного с градостроительным и природным окружением.
Начиная с 20-х годов Григорий Борисович в течение 25 лет работал совместно со своим сыном Михаилом Бархиным. Это было время широкого и всеобъемлющего поиска. Содержание архитектуры стало иным, и следствие могло быть одно — выработка новых принципов построения архитектуры, ее теории, эстетики, структуры и тектоники, ее композиционных приемов. Творческие проектные работы и теоретические взгляды Григория Борисовича очень тесно связаны. Им свойственны искренность, принципиальность и убежденность, без чего Бархин не мыслил ни настоящего искусства, отвечающего времени, ни существенного раскрытия теоретических проблем. Его суждения ярки и эмоциональны. Книги, выступления, статьи, автобиографические записки дают представление и материал для суждения об основных этапах развития архитектуры и о людях, с которыми он сталкивался вплоть до 70-х годов. Он пишет о своих учителях по Одесскому художественному училищу — Иорини, Ладыженском, Костанди, Шмидте, о профессорах Академии художеств Г. И. Котове, А. Н. Померанцеве, Л. Н. Бенуа, Г. А. Косякове, об архитекторах Р. И. Клейне, И. А. Фомине, В. А. Щуко, И. В. Рыльском, о художниках И. И. Бродском, М. Б. Грекове, Н. И. Фешине и о многих других. С глубиной и тонкостью высказывается Григорий Борисович об их мастерстве, о своеобразии их душевных и творческих особенностей.
Необходимо остановиться на главных архитектурных и градостроительных работах — проектах и постройках Бархина, так как вне их трудно правильно характеризовать и понять теоретические высказывания зодчего, вся деятельность и мировоззрение которого неразрывно связаны и во многом определены этой его творческой деятельностью. В 20-х и 30-х годах Бархин очень активно и успешно выступал на конкурсах, где могли свободно проявляться новаторские черты его творчества.
Наиболее характерные проекты Бархина иллюстрируют метод работы и линию развития этого своеобразного мастера. Конкурсный проект Народного дома для г. Иваново 1924 года получил первую премию; по композиционному приему и связи всех групп клубных и театральных помещений он надолго определил трактовку зданий такого рода. Архитектура проста, предельно функциональна. Складывался новый образ общественного здания, лаконично выраженный в контрастах глухих стен и стекла, в сопоставлении кубических и цилиндрических форм, в четком объемном построении. Во Дворце Труда для Днепропетровска произошло углубление идеи демократизации театра путем отказа от балконов и перехода к амфитеатровому расположению мест и идеи свободно развивающегося пространственного построения основных масс здания. В 1925 году Бархин приступил к проектированию, а затем к строительству здания редакции, издательства и типографии газеты «Известия» в Москве на площади Пушкина. Сложная технология определила планировку, поэтажное размещение помещений, конструкцию и форму здания. Первый вариант был задуман с многоэтажной башней, призванной подчеркнуть характер здания крупной газеты. Осуществленный вариант выполнен в виде цельного кубического объема. В единообразие квадратной клетки каркаса были включены вертикальный витраж лестницы и система балконов, смещенных к углу здания. Бархин и в этом одиночном здании оставался градостроителем. Динамика построения здания отражала роль его в композиции площади и важность угла пересечения улицы Горького с площадью. Композиция квадрата заканчивается поверху глухим техническим этажом, часть окон верхнего этажа — круглые, подчеркивающие цельность глухого верха.
Большую роль в композиции здания играли надписи из крупных объемных букв по верху здания и на балконах. Таким образом, конструктивистская архитектура, оперируя существом формы, подсказанной динамическими условиями места, определенной функцией здания и его инженерной схемой, получила черты развитой архитектурной пластики. Это придало зданию высокое художественное качество, создало этому талантливому сооружению широкую известность у нас и за рубежом.
На протяжении всей своей деятельности Бархин был глубоко убежденным сторонником того, что именно социальная функция, практическое назначение, содержание здания определяют организацию сооружения, его объемное и пространственное построение. Одновременно уже в самых первых проектах проявляется и другая сторона рабочего метода Бархина — стремление к выразительности художественного образа сооружения. Такое слияние принципов функционализма с напряженными поисками ярких и выразительных качеств формы и было тем главным, что определяло характерный почерк автора, его кредо и выделяло его как крупного, своеобразного мастера, не укладывавшегося в рамки привычных группировок зодчих.
Г. Б. Бархин на протяжении своей жизни принимал живейшее участие во всех основополагающих, этапных работах. Это либо непосредственное личное участие в проектировании, либо участие в обсуждениях, советах или жюри. Профессиональная оценка и объективная критика им работ нашла отражение в многочисленных публикациях, подчас весьма ответственных. Такова, например, оценка конкурса на Дворец Советов, который являлся ареной соревнования всех творческих направлений советской архитектуры того времени и представителей основных течений западного зодчества. При анализе бесчисленных рассмотренных Бархиным проектов обращает на себя внимание его стремление проникнуть в творческий процесс автора и таким образом раскрыть замысел художника.
Бархин считал выражение «все то красиво, что хорошо функционирует» — неполным. Он говорил, что «одного функционирования в искусстве недостаточно, вместе с тем я думаю, что не найдется никого, кто стал бы уверять, что красивому позволительно плохо функционировать». Это очень характерная для него мысль.
Среди многих проблем, которыми занимался Бархин (а здесь были жилые и общественные здания, производственные сооружения, сельскохозяйственные фермы, рабочие поселки и градостроительные объекты — целые города, отдельные площади, улицы, районы), наиболее настойчиво привлекала его внимание тема театральных зданий. Кроме театров, входящих в состав клубов, Народных домов, Дворцов культуры, Дворцов Труда, также театры самостоятельные — малые, средние и огромные — особо увлекали Григория Борисовича Бархина. Это театры для городов Ростова-на-Дону, Свердловска, Минска, театры, проектировавшиеся в возглавляемой им Всесоюзной проектной мастерской Комитета по делам искусств для Смоленска, Челябинска, Алма-Аты, Казани, Улан-Удэ, это и руководство проектами типовых театров и др.
Примерно в это же время Григорий Борисович пишет свой капитальный труд «Архитектура театра», изданный в 1947 году. В работе приводится большой фактический материал, излагаются взгляды Бархина на развитие архитектуры театра. Здесь можно видеть принципиальность и объективность в оценке работ разного направления, но вместе с тем ясно прослеживается его личная позиция в отношении основ построения театральных зданий.
Следует остановиться на двух значительных градостроительных работах. В довоенное время — это участие в составлении Генерального плана реконструкции Москвы (1933—1937) в качестве руководителя 4-й планировочной мастерской Моссовета. Бархин вел проектирование огромного сектора Москвы — Дзержинского района, ось которого Север — Юг протянулась через весь город более чем на 20 километров.
Заложенное в этом проекте предложение по организации «Северного луча», то есть мощного зеленого клина, идущего от Останкина до Трубной площади, и сейчас развивается в Генеральном плане Москвы 1970 года.
В послевоенные годы основной работой явился проект восстановления и реконструкции Севастополя и детальная планировка его центра (1944—1947). Здесь автор выразил свои основные градостроительные концепции в приложении к очень сложному городу, размещенному на крутом рельефе, изрезанном глубоко впадающими бухтами. Бархину удалось достигнуть единства городского организма. Три основные территориальные части Севастополя были охвачены общим композиционным замыслом. Город, все его набережные открывались на бухты, ранее изолированные доками, складами. Прекрасная природа вошла в город. Важнейший и любимый участок деятельности Бархина — работа его в течение сорока пяти лет в качестве профессора московских архитектурных вузов. Первая из характерных черт этого выдающегося педагога — умение увидеть в самом первоначальном эскизе студента интересную, личную, творческую мысль. ЭТУ мысль надо показать самому автору, раскрыть ее возможности, вдохновить его к дальнейшей работе — такова педагогическая линия Бархина. Вторая черта — постоянный поиск нового, работа на будущее, охват социальных проблем. И наконец, третья черта — умение научить студента находить комплексность решения, органическую связь архитектуры с природой, с наукой, техникой, искусством. Многие из его учеников стали крупными мастерами архитектуры.
Инициативный общественный деятель Г. Бархин активно работал в Московском архитектурном обществе (МАО), редактировал его издания («Конкурсы МАО 1923—1929», «Ежегодники МАО»). В 1932 году — он один из основателей Союза советских архитекторов.
Считая, что зодчество — это большая и ответственная деятельность, не переставая творчески работать, размышляя о существеннейших особенностях современной и будущей архитектуры, отдавая большую часть своего времени и пристального внимания учащейся архитектурной молодежи, — Григорий Борисович Бархин много писал и выступал. Все работы по вопросам, связанным с теорией архитектуры, с архитектурной наукой, — прочно основаны на многолетнем и успешном опыте зодчего.
Источник: Мастера советской архитектуры об архитектуре. Бархин М.Г., Иконников А.В. и др. (ред.). 1975
Публикации:
Народный дом им. Ленина в Иваново-Вознесенске. Перспектива и аксонометрия. 1924 | Дом «Известий» в Москве. Общий вид. 1925—1927 |
Театр в Ростове-на-Дону. Перспектива, аксонометрия и план. 1931 | |
Автомобильный вуз (профтехкомбинат) при Горьковском автозаводе. 1930 | Севастополь. 1944—1947 |
Дворец Труда МОСПС. Аксонометрия и план. 1932 |
Добавить комментарий