Джорджо Мартини, Франческо ди. Francesco di Giorgio Martini
Франческо ди Джорджо Мартини (Francesco di Giorgio Martini; 1439, Сиена (крещён 23 сентября) — 29 ноября 1501, Сиена)
Всеобщая история архитектуры:
Франческо ди Джорджо Мартини — один из универсальных людей XV в., известный как живописец, скульптор, архитектор, теоретик и инженер.
Франческо ди Джорджо Мартини в молодости работал на родине, в Сиене, преимущественно как живописец и строитель крепостей. В Урбино он работал как военный инженер и архитектор около десяти лет. Позже строил в Губбио, Иези и Анконе. Последние годы провел на родине, выезжая в Неаполь и Милан, где встречался во время экспертизы по строительству собора с Леонардо да Винчи. В конце жизни написал архитектурный трактат. Основные архитектурные работы: руководство строительством урбинского дворца по проекту Лаураны и, вероятно, самостоятельная отделка некоторых помещений (1475—1480 гг.), дворец в Губбио (1476—1479гг.), палаццо дельи Анцизни в Анконе (1486г.), палаццо дель Комуне в Иези (1486 г.), церковь Сан Бернардино близ Урбино (между 1482 и 1491гг.), церковь Санта Мария дель Кальчинайо близ Кортоны (1485 г.). Некоторые авторы приписывают ему наряду с Лаураной постройку палаццо Префеттицио в Пезаро.
Франческо были надстроены башни главного фасада урбинского дворца, завершен висячий сад, продолжен к югу восточный фасад и начато строительство двора, получившего название Кортиле дель Пасквино, с частично заложенной впоследствии семиарочной лоджией. Ему же следует приписать в разных частях дворца богатые обрамления окон и порталов в виде двух каннелированных пилястр, несущих полный трехчастный антаблемент. Под его руководством были также более пышно отделаны внутренние помещения дворца в соответствии с изменившимися вкусами владельца.
Палаццо Дукале в Губбио — герцогский дворец — сохранил внешний облик средневекового замка, состоящего, как и урбинский дворец до перестройки, из двух частей «прилепившегося» к горе оборонного сооружения с высокой сторожевой башней и средневекового дворца (получившего позднее название палаццо делла Гвардиа).
Центром обновленного дворца стал внутренний двор между двумя старыми постройками (рис. 52, 53). В новых частях дворца в Губбио повторялись формы и детали урбинского дворца: вариантом последнего был и парадный двор. Однако имеются также существенные различия (ср. наличники окон второго этажа). Общий облик дворца в Губбио отличается большей пышностью форм и меньшей стилевой целостностью.
Более самостоятельным и зрелым мастером проявил себя Франческо ди Джорджо в двух церквах — Сан Бернардино близ Урбино и Санта Мария дель Кальчинайо близ Кортоны (рис. 57).
Рис.57. Кортона (окрестности). Церковь Санта Мария дель Кальчинайо, 1485 г. Франческо ди Джорджо Мартини | |
В первой церкви архитектор строго соблюдает правила соразмерности, изложенные в его трактате об архитектуре: в плане, имеющем форму латинского креста, длина в четыре раза превышает ширину; неф перекрыт цилиндрическим сводом, высота которого равна половине ширины церкви, высота внутренних стен до основания свода превышает ширину в полтора раза.
Церковь Санта Мария дель Кальчинайо близ Кортоны (находится за пределами Марок, в Тоскане), законченная после смерти архитектора, имеет в плане форму латинского креста. Ее план и разрез также соответствуют пропорциональным схемам трактата Франческо ди Джорджо.
Легкий интерьер — с ясными пространственными членениями главного нефа и боковых концов креста, перекрытых цилиндрическими сводами с высоким средокрестием, увенчанным восьмиугольным барабаном и сомкнутым куполом и, наконец, с двухъярусным ордером пилястр, с резким выделением темного ордерного каркаса на фоне белых стен, — заполнен светом и воздухом и напоминает архитектуру раннего флорентийского кватроченто.
Структуре внутреннего пространства и его членениям соответствует объемная композиция здания с ясно выделенными концами креста и высоко приподнятым восьмиугольным куполом на октогональном барабане. Трехъярусный ордер пилястр, членящих фасад, имеет типичный для кватроченто плоскостной характер. Архитектурный объем церкви строг, но изящен.
В церкви Санта Мария дель Кальчинайо Франческо ди Джорджо подвел итоги своей деятельности как архитектор и теоретик архитектуры.
Значительное место в практической деятельности и в трактате * мастера принадлежит строительству крепостей.
* Трактат Франческо ди Джорджо Мартини, написанный им в Урбино после 1482 г. и получивший широкую известность в списках, оказал значительное влияние на современных архитекторов, особенно в области военного зодчества, которой посвящена пятая книга трактата.
Крепости Сан Лео, Кальи, Мондавио и Сассокорваро (рис. 58, 59) показывают, что Мартини достиг в них высокой степени органичного сочетания инженерных и эстетических свойств, которое характеризует всю фортификационную архитектуру Италии рассматриваемого периода.
Рис.58. Франческо ди Джорджо Мартини: 1 — крепость Сан Лео; 2 — крепость Сассокорваро |
Рис.59. Крепость Сан Лео |
Местоположение крепости, выбиравшееся с точки зрения удобства обороны, вместе с тем придавало постройке доминирующее значение в окружающем ландшафте. Во внешнем облике укреплений искусно подчеркивался характер грозной неприступности, тогда как жилые части форта были, по возможности, раскрыты в природу.
Для Франческо ди Джорджо Мартини в наиболее зрелый период типична приверженность к архитектурным традициям тосканской школы.
Глава «Архитектура Тосканы, Умбрии, Марки», раздел «Архитектура эпохи Возрождения в Италии», энциклопедия «Всеобщая история архитектуры. Том V. Архитектура Западной Европы XV—XVI веков. Эпоха Возрождения». Ответственный редактор: В.Ф. Маркузон. Авторы: В.Е. Быков, (Тоскана, Умбрия), А.И. Венедиктов (Марки), Т.Н. Козина (Флоренция — город). Москва, Стройиздат, 1967
Жизнеописание Франческо ди Джорджо — скульптора и архитектора
(Джорджо Вазари. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих)
Франческо ди Джордже, сиенец, который был превосходным скульптором и архитектором, сделал двух бронзовых ангелов на главном алтаре собора родного города, вылитых поистине прекрасно и затем отчищенных им самим с наивозможнейшей тщательностью, какую только можно вообразить. И он мог делать это вольготно, ибо богатства у него было не меньше, чем редкостного таланта, и потому работал он не для стяжания, а для своего удовольствия, когда только ему заблагорассудится, а также для того, чтобы оставить по себе почетную память. Он занимался также живописью и написал кое-что, не похожее на его скульптуры.
В архитектуре он обладал очень большим вкусом и обнаружил отличное понимание этого дела, о чем с избытком может свидетельствовать построенный им в Урбино для герцога Федериго Фельтро дворец, план которого составлен с учетом красоты и пользы, а необычные лестницы лучше задуманы и более приятны, чем любые иные, выстроенные до него. Залы обширны и великолепны, апартаменты же жилых помещений исключительно удобны и достойны своего назначения, короче говоря, весь дворец этот так прекрасен и так хорошо построен, как никакой другой когда-либо выстроенный. Франческо был величайшим инженером, главным образом по военным машинам, что он и доказал фризом, расписанным им собственноручно в названном урбинском дворце и целиком заполненным подобными редкостными вещами, относящимися к войне. Он разрисовал также несколько книг, переполненных подобными орудиями, лучшая из которых хранится синьором герцогом Козимо деи Медичи вместе с самыми дорогими для него вещами. Он старался понять военные машины и орудия древних с такой любознательностью и исследовал способы, применявшиеся древними в амфитеатрах и тому подобных вещах, с таким рвением, что из-за этого меньше занимался скульптурой, хотя это приносило и принесло ему не меньше чести, чем могла принести скульптура. За все это он стал столь приятен названному герцогу Федериго, портреты которого он сделал и на медалях, и в живописи, что когда возвратился в Сиену на свою родину, то был осыпан в равной степени и почестями, и благодеяниями.
Для папы Пия II он сделал все проекты и модели дворца и епископства в Пиенце, на родине названного папы, и в городе, им созданном и названном по его имени Пиенцей вместо прежнего его названия: Корсиньяно. Постройки эти были для такого местечка, насколько это было возможно, великолепны и достойны своего назначения. Франческо сделал также план и укрепления названного города и вместе с тем и дворец, и лоджию того же первосвященника. И с тех пор он все время жил в почете, а в родном городе пользовался почетом синьоров, его верховных правителей. Достигнув, наконец, сорокасемилетнего возраста, он скончался. Работы его относятся приблизительно к 1480 году.
После него остался его товарищ и любимейший друг Якопо Коццарелло, занимавшийся скульптурой и архитектурой и выполнивший несколько деревянных фигур в Сиене, а в области архитектуры – церковь Санта Марка Маддалена, что за воротами, ведущими в Туфи, оставшуюся незавершенной из-за его смерти. Мы же обязаны ему и тем, что от него получен нами портрет вышеназванного Франческо, написанный им собственноручно. Франческо этот заслуживает великой благодарности за то, что он облегчил архитектурное дело и принес в нем пользы больше кого бы то ни было – от Филиппо ди сер Брунеллеско и до его времени.
Добавить комментарий