Буонталенти, Бернардо. Bernardo Buontalenti
Бернардо Буонталенти (Bernardo Buontalenti, имя при рождении — Bernardo Timante Buonacorsi; 1531—1608)
Всеобщая история архитектуры:
Бернардо Буонталенти (1536—1608 гг.) сначала известен как инженер-фортификатор. Им построены крепости Бельведер во Флоренции, в Ливорно, в Торре дель Соле и др., им же проводились фортификационные работы в Пистойе, Сиене и на Эльбе. Буонталенти возглавлял школу тосканских инженеров, построивших много крепостей в Италии, Германии и Венгрии, и оставил два теоретических труда: «Книгу о фортификации» и «Инженерное искусство». Его архитектурная деятельность началась со строительства виллы Пратолино для Медичи в 1569 г. Затем Буонталенти реконструировал виллу Петрайя (1575—1589 гг.), закончил виллу Маджа близ Пистойи (1580 г.) и выстроил заново виллу Артимино близ Синьи (1594 г.). Первая постройка во Флоренции — дом Бьянки Капелло (1567 г.). Главные сооружения — Казино Медичео (ди Сан Марко, 1574 г., теперь Дворец Правосудия); палаццо Нонфинито (с 1593 г.); палаццо Корсини (1594 г., впоследствии перестроено архитектором Сильвани). Кроме того, Буонталенти продолжал работы в Уффици после смерти Вазари (с 1574 г.), в Пизе выстроил арсенал и лоджию деи Банки (1605 г.) и закончил начатую Вазари церковь Сан Стефано деи Кавальери. Другие его работы: хор церкви Санта Тринита (сохранившаяся лестница перенесена в церковь Сан Стефано) и фасад той же церкви (1593—1594 гг.), проекты фасада собора, алтари в церквах Санта Мария Маджоре, Сан Лоренцо, Сан Спирито. Декоративные работы: грот в садах Боболи и проект благоустройства палаццо Питти, оформление многих празднеств, турниров и других зрелищ. Кроме того, он постоянно что-то изобретал (например, состав фарфора, положивший начало фарфоровой мануфактуре Медичи, для которой он делал рисунки ваз).
Достойный соперник Амманати, Бернардо Буонталенти, приехавший в 1563 г. во Флоренцию, всю жизнь работал при дворе Медичи не только как архитектор и художник, но и как военный инженер и изобретатель, оформитель зрелищ и празднеств. Первой работой Буонталенти была перестройка дома Бьянки Капелло (рис. 17) на ул. Маджо. Дом в три жилых этажа и со служебным полуэтажом вверху типичен для рядовой застройки Флоренции того времени. В фасаде, отталкиваясь от приемов Амманати (сграффито на стене, свободная трактовка классических форм), мастер сумел показать и присущие ему лично черты. Главные из них — тонкое чувство пропорций и богатая фантазия, направленная на изобретение новых декоративных форм, в чем Буонталенти не уступал Амманати. Верхние этажи узкого фасада в четыре арочных гладко обрамленных окна очень просты. С этой строгостью, почти скупостью, контрастируют формы окон первого этажа, а также фантастический узор сграффито с крылатыми фигурами и гротескным орнаментом.
Рис.17. Флоренция. Буонталенти. Фонтан на углу виа Борго Сант Якопо; палаццо Нонфинито, деталь окна; дом Бьянки Капелло, 1567 г. | |
Рис.18. Флоренция. Буонталенти. Казино Медичео, 1574 г. кафедра хора в церкви Санта Тринита (ныне в церкви Сан Стефано) |
В садах Медичи, близ монастыря Сан Марко (ныне по ул. Кавур), Буонталенти построил Казино Медичео (рис. 18). Фасад этого здания решен монументально и просто — гладкая стена, завершенная стропильным карнизом, с гармонично размещенными проемами окон и двери. Архитектору нужно было обладать очень тонким чувством пропорций, чтобы разместить проемы на столь протяженной гладкой стене, избежав монотонности. Разделив фасад по горизонтали гладким, очень плоским поясом, он, как и в первой своей работе, все внимание отдал нижнему этажу. Над верхними окнами зодчий оставил только скромные сандрики и плоским рельефом оконных обрамлений связал пятна окон с тягой, а нижние окна, по схеме палаццо Пандольфини и более поздних римских построек, завершил поочередно треугольными и лучковыми фронтонами, отделав каждый из них с неистощимой изобретательностью в деталях не менее тщательно, чем окна дома Бьянки Капелло.
Более скупы в деталях очень простые фасады здания со стороны просторного и спокойного двора со строгим фонтаном. В отличие от городских домов кватроченто здесь и во многих других домах этого времени основное богатство тонкой наружной отделки принадлежит уличному фасаду.
Казино Медичео, занятое флорентийским судом, — главная и лучшая архитектурная работа Буонталенти.
После смерти Вазари Буонталенти продолжал строительство Уффици. Вместе с Поччетти он выстроил большой восьмигранный купольный зал, отделанный мрамором и мозаикой, со сверкающим перламутром в куполе. В этом зале, получившем название Трибуна, теперь размещены лучшие скульптурные и живописные произведения музея. Сохранились в Уффици и два мраморных портала Буонталенти; в Порта делла Супплике (см. рис. 5) половины лучкового фронтона повернуты наружу, как два крыла.
Более значительными по масштабам были работы в палаццо Веккио. Архитектор перестроил, стремясь к большей симметрии, часть старого дворца, выходящую на площадь Сан Фиренце и улицу де Гонди. В фасадах этой части здания хорошо видны ряды введенных служебных полуэтажей с мелкими квадратами окон. Дворец теперь получил шесть этажей — три основных и три служебных, сгруппированных по фасаду в три убывающих яруса. Сохранив сплошную рустовку, Буонталенти придал ей некоторую регулярность, обрамив плоскими рустами проемы и выделив углы. В последней городской постройке Буонталенти — лоджии деи Банки в Пизе — при известной монументальности заметна и другая, несвойственная архитектору черта— некоторая мрачность дорических форм нижнего этажа. Но и здесь, за строгими арками и фризом с триглифами, под мощными сводами можно увидеть выдумки Буонталенти в капителях и консолях, в деталях фонтана и т. п.
В церковных сооружениях Буонталенти показал себя менее значительным архитектором, чем в постройках светских. Больше всего работал он для флорентийского монастыря Санта Тринита, где перестраивал церковь того же названия. Хотя фасад церкви Санта Тринита повторяет общую схему фасадов римских церквей времени контрреформации, в нем нет ничего от их барочного склада (ближайшая аналогия — фасад церкви Сан Спирито ин Сассиа Антонио Сангалло Младшего). Простые членения довольно сухого в целом фасада четко выявляют трехнефный план церкви. Значительно интереснее кафедра хора с лестницей, которая вела в алтарь церкви Санта Тринита, но позднее была перенесена в другую флорентийскую церковь, Сан Стефано. Нигде так безудержно и ярко не проявилась тяга Буонталенти к деталям, идущим от форм органической природы. По сторонам кафедры две распластанные фантастические раковины из мрамора, загибающиеся в волюты под выступом кафедры. Темный мрамор превращен в подобие тягучего пластического тела, причудливо изгибающегося по воле зодчего (рис. 18).
С лестницей Санта Тринита перекликается маленький фонтан на углу улиц Борго Сант Якопо (см. рис. 17) и делло Спроне во Флоренции. Две волюты, похожие на раковины улитки, своими завитками держат чашу фонтана, в которую из причудливой маски льется струйка воды. В формах фонтана нет ни одной жесткой линии, кажется, будто они сами, как живые, свертываются в завитки. Единственная строгая, тектоническая форма в этой композиции — четкие грани скошенного угла, к которым прилепились волюты чаши. Гладь стены остро контрастирует с мягкой пластикой фонтана.
Так же, как и фасад церкви Санта Тринита, мало интересен проект фасада Флорентийского собора, хотя и изобилующий тонкими деталями (сохранилась его деревянная модель); еще скучнее алтари и капеллы в других флорентийских церквах. Жилые сооружения Буонталенти строил больше за городом, чем во Флоренции. Самой большой и богатой была вилла Пратолино (начата в 1569 г., разрушена в прошлом веке), о которой можно судить только по изображениям и описаниям современников.
В перестроенной Буонталенти старой вилле Петрайя (рис. 19) на гладких стенах строго размещены просто обрамленные прямоугольные окна и арочная дверь в формах Брунеллеско. Кроме угловых рустов без рельефа и герба над главным входом здесь нет других украшений. Прост и стропильный карниз. Крепостной башне на машикулях, оставшейся от старой постройки и превращенной в вышку с лоджией, Буонталенти придал новый, не лишенный элегантности облик.
Рис.19. Флоренция. Вилла Петрайя, 1575—1589 гг. Буонталенти | Рис.20. Тиццано. Вилла делла Маджа, 1580 г. Буонталенти |
Буонталенти принадлежит и вилла делла Маджа в Тиццано, близ Пистойи, также созданная им на базе старой постройки. Во дворе виллы Маджа архитектор, идя от мотивов флорентийского кватроченто, использовал сочетание белых стен и темного рисунка почти гладкой (в подрезку) филенкообразной декорировки (рис. 20). Вместе с темными горизонталями карниза и тяги, дугами аркады и обрамлением проемов узор фигурных филенок придает небольшому дворику облик нарядного интерьера. В центре дворика типичное для Буонталенти низкое кольцо фонтанной чаши со статуей пастушка, играющего на волынке.
Последнее и лучшее из загородных сооружений архитектора — вилла Аритимино (рис. 21) в окрестностях Синьи. В ней мастерски «обыграны» формы прежних загородных замков. План виллы прост и рационален. Жилые комнаты выходят в продольные залы в два света с торцов, связанные с вестибюлем в центре. Главный вход в виллу — по наружной лестнице через лоджию во второй, парадный, этаж; под «висячим» маршем лестницы вход в первый этаж. Вилла, в целом трехэтажная, имеет по северному фронту еще служебный полуэтаж между вторым и верхним. По сторонам вестибюля — две одномаршевые лестницы. Все помещения имеют камины. В бастионообразных выступах — санитарные узлы.
Рис.21. Синья, близ Флоренции. Вилла Артимино, 1594 г. Буонталенти. Южный фасад, план и разрез |
Внешний облик виллы изысканно прост. Подчеркнуто простой объем, крупный рисунок фасадов с редкими, словно в крепости, окнами, большое поле стены с немногими скупыми деталями, все это, пронизанное тонким чувством пропорций, гармонично связано с пейзажем. С северной стороны — глубокая, нарядная лоджия. Благодаря рифленой фактуре, росписям сводов и мраморным вазам она воспринимается как ювелирная драгоценность, вправленная в гладкую стену фасада; лестница изящным мостиком опускается из лоджии. Центр южного фасада отмечен балконом с тремя окнами и гербом Медичи над ними.
Во всей вилле Артимино нет новых выдумок Буонталенти, зато именно здесь он еще раз в полной мере обнаружил тонкое чувство пропорций, строгий и безошибочный вкус, лишь иногда изменявший ему, когда он, дав полную волю фантазии, превращался в выдумщика-декоратора.
Глава «Архитектура Флоренции», подраздел «Архитектура Италии 1520—1580 гг.», раздел «Архитектура эпохи Возрождения в Италии», энциклопедия «Всеобщая история архитектуры. Том V. Архитектура Западной Европы XV—XVI веков. Эпоха Возрождения». Ответственный редактор: В.Ф. Маркузон. Авторы: А.И. Каплун (Вазари), А.И. Венедиктов и А.И. Каплун (Амманати, Буонталенти). Москва, Стройиздат, 1967
Бернардо Буонталенти
(Джорджо Вазари. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих)
Признания добился и прекрасный, разносторонний и богатый на выдумку талант Бернардо Тиманте Буонталенти, с детских лет обучавшийся первоосновам живописного искусства у Вазари, а затем, продолжая совершенствоваться, преуспевший настолько, что уже много лет и с большим для себя почетом он состоит на службе у флорентийского князя, дона Франческо Медичи, который неизменно предоставлял и предоставляет ему работу. Так, он для Его Превосходительства выполнил много миниатюр по способу дона Джулио Кловио, который он применил и в целом ряде портретов и мелкофигурных историй, написанных им с большой тщательностью. Он же по прекрасному архитектурному замыслу, предложенному ему названным князем, отделал небольшой кабинет простенками из черного дерева и колоннами из восточных сортов гелиотропа и яшмы и из ляпис-лазури с капителями и базами из чеканного серебра, к тому же все членения этой отделки сплошь покрыты драгоценными камнями и прелестнейшими узорами из серебра с красивыми фигурками; в эти узоры вставлены миниатюры, а между спаренными гермами, то есть круглыми фигурами из золота и серебра, чередуются другие простенки, выложенные агатом, яшмой, гелиотропом, сердоликом, корналином и другими ценнейшими камнями, так что, если бы все это здесь перечислить, получилось бы длиннейшее описание. Достаточно сказать, что в другой работе, которая уже близится к концу, Бернардо показал себя очень талантливым мастером на все руки. Так, синьор герцог использовал его для осуществления многих его изобретательских замыслов в области грузоподъемных машин, действующих при помощи ворота или по прямой. А кроме того, Бернардо с легкостью нашел способ плавления и очистки горного хрусталя и делает из него истории и разноцветные сосуды. Берется он за все, и мы еще увидим, как он скоро научится делать самые совершенные фарфоровые вазы, столь же совершенные, как самые древние, овладев мастерством, которым в наше время обладает превосходнейший Джулио из Урбино, находящийся на службе у светлейшего герцога Альфонса II феррарского, изготовляющий потрясающие глиняные сосуды самых различных образцов и придающий фарфоровым изделиям прекраснейшие формы, не говоря о том, что из той же глины он получает твердые и удивительно чистые плитки, квадратные, восьмиугольные и круглые, для мощения полов под пестрые сорта мрамора.
Способ же изготовления всего этого находится в руках нашего князя. Его Превосходительство приступил также к изготовлению столика, богато украшенного драгоценными камнями по образцу другого подобного же столика, принадлежащего его отцу герцогу Козимо. Для него же был недавно закончен столик по рисунку Вазари, редчайшая вещь, в которой цельный восточный алебастр инкрустирован большими кусками яшмы, гелиотропа, корналина, ляпис-лазури, агата и других ценных пород на сумму в двадцать тысяч скудо. Выполнил этот столик Бернардино ди Порфирио из флорентийской округи Леччо, превосходный мастер этого дела, изготовивший для мессера Биндо Альтовити восьмигранник, в котором та же яшма инкрустирована в черное дерево и в слоновую кость по рисунку того же Вазари. В настоящее время этот Бернардино состоит на службе у Их Превосходительства.
Возвращаясь к Бернардо, я скажу, что он неожиданно для многих проявил себя и в живописи, показав, что он умеет делать большие фигуры не хуже маленьких, когда он для похорон Микеланджело написал тот большой холст, о котором уже шла речь. Бернардо нашел себе также применение, к великой для себя чести, в целом ряде маскированных шествий, состоявшихся по случаю бракосочетания его и нашего князя, а именно в триумфе Снов, как об этом будет сказано ниже, и в интермедиях той комедии, которая была поставлена во дворце, как об этом во всех подробностях было рассказано другими. И если бы он с малых лет (правда, ему сейчас не исполнилось и тридцати) отдался изучению своего искусства так же, как он изучал фортификацию, на которую он потратил немало времени, он ныне достиг бы, пожалуй, такой степени совершенства, что всякий этому подивился бы. Все же люди полагают, что он, правда, несколько позднее, но так или иначе этого добьется, поскольку он весь – талант и мастерство, в особенности если к этому добавить, что он всегда находил себе у своего синьора применение и работу, причем в заданиях весьма и весьма почетных.
Добавить комментарий