Знаменитые дизайнеры

Peter Behrens. Петер Беренс

Peter Behrens. Петер Беренс

Петер Беренс (Peter Behrens, 14 апреля 1868 – 27 февраля 1940) – немецкий архитектор, один из основоположников рационализма и пионер промышленного дизайна, представитель Дюссельдорфской художественной школы, критик и теоретик архитектуры. В творчестве Беренса, которое было наиболее заметным явлением в архитектуре Германии начала XX века, сложно сплетались прогрессивные и реакционные тенденции его времени. Чопорность великопрусского шовинизма сочеталась с преклонением перед человеческим трудом, косная традиционность – с трезвым рационализмом и смелостью конструктивных решений. В личности Беренса суммированы многие противоречия его времени.

Dan Friedman. Дэн Фридман

Dan Friedman. Дэн Фридман

Дэн Фридман (Dan Friedman, 1945 – 1995) – американский графический дизайнер, преподаватель, дизайнер мебели и предметов интерьера. Внёс значительный вклад в теорию и практику дизайна постмодернизма и новой волны. Был старшим дизайнером в Anspach Grossman Portugal с 1975 по 1977 год. С 1970 по 1973 год преподавал в Йельском университете. В 1972-1975 годах был председателем правления департамента дизайна в Государственном университете Нью-Йорка в Перчью. Работал для галереи Neotu Gallery, использовал найденные предметы для создания мебели в стиле Day-Glo. «Он был звездой и трудился вместе с лучшими дизайнерами над лучшими проектами. Его работы усиленно рекламировались и горячо обсуждались. Но Фридман сделал такое, чего никто от него не ожидал...»

Татлин Владимир Евграфович

Татлин Владимир Евграфович

Владимир Евграфович Татлин (1885-1953) – советский художник широкого диапазона, один из основоположников новой отрасли художественной деятельности – дизайна, автор архитектурного проекта Памятника III Интернационала, оказавшего широкое и многообразное влияние на развитие архитектуры XX века. Татлин утверждал, в частности, что диапазон применяемых в архитектуре форм неоправданно сужен, ограничивается повторением простейших геометрических фигур. Он одним из самых первых предложил расширить язык современной архитектуры за счет криволинейных форм, особенно форм и поверхностей «сложной кривизны».

Philippe Starck. Филипп Старк

Philippe Starck. Филипп Старк

Филипп Старк (Philippe Starck) – единственный дизайнер, ставший по-настоящему поп-звездой планетарного масштаба: с цитатами из пропагандистских речей на футболках, грандиозными фотосессиями и портретами на предметах мебели. Многие критики современного дизайна считают Старка популистом, не столько дизайнером, сколько шоуменом, бизнесменом и талантливым промоутером. И это правда – отделить Старка-дизайнера от Старка-игрока, Старка-мистификатора и Старка-звезды невозможно, как невозможно отделить созданные им предметы от тех глубинных бессознательных ассоциаций, которые они навеивают.

Victor Papanek. Виктор Папанек

Victor Papanek. Виктор Папанек

Виктор Папанек (Victor J. Papanek; 1927-1999) – американский промышленный дизайнер, антрополог, философ и теоретик дизайна. Наибольшую известность Папанеку принесла книга «Дизайн для реального мира» (англ. Design for the Real World). Выражая свою неудовлетворенность современным дизайном, Папанек не вписывался ни в один из вариантов его критики – ни с позиций чистой науки (отвлеченные системные исследования производства и потребления), ни с позиций коммерческих интересов, ни со стороны стилевых предпочтений побеждающего постмодернизма. Он выступал за новую философию дизайна, убеждал в необходимости целостного понимания его задач и связей с реальной жизнью большинства людей.

Лисицкий Эль (Лазарь) Маркович

Лисицкий Эль (Лазарь) Маркович

Лазарь Маркович Лисицкий (Эль Лисицкий, 1890-1941) – советский художник, архитектор, дизайнер. Эль Лисицкий один из выдающихся представителей русского и еврейского авангарда. Совместно с Казимиром Малевичем разрабатывал основы супрематизма. Будучи архитектором по образованию, Лисицкий одним из первых понял значение художественных поисков «левой» живописи для развития современной архитектуры. Работая на стыке архитектуры и изобразительного искусства, он много сделал для того, чтобы перенести в новую архитектуру те формально-эстетические находки, которые помогали формированию современной художественной культуры.

Joe Colombo. Джо Коломбо

Joe Colombo. Джо Коломбо

Джо Коломбо (Joe Colombo, 1930 – 1971) – человек, который придумал мебель заново. Большинство дизайнеров, обнаружив, что их работа сорвана, приходит в ярость, но не Джо Коломбо, который сказал бы: «Нам всего лишь придётся сделать это ещё лучше». И если производитель не проявлял такого же энтузиазма, как сам Коломбо, то он не тратил время на пререкания, а находил другую компанию, которая была готова производить его продукт. Коломбо – автор множества проектных разработок: мебели и комплексов жилого оборудования, светильников, фототехники и т. п., в ряду которых  как вполне реалистичные и прагматичные объекты массового производства, так и концептуально-футурологические прототипы-инсталляции, выполненные для выставок и крупных международных конкурсов.

Karim Rashid. Карим Рашид

Karim Rashid. Карим Рашид

Карим Рашид (Karim Rashid, 1960) – известный промышленный дизайнер. Карим Рашид запустил в производство более 2500 разработок, включая проекты дизайна мебели, посуды, модных аксессуаров, упаковки, фурнитуры, осветительных приборов, а также интерьеры, инсталляции и прочие архитектурные проекты. «Я хочу изменить мир» – гласит название манифеста Карима Рашида, написанного им в 2001 году. Именно это он и сделал, став одним из наиболее успешных и плодовитых дизайнеров современности. За время своей дизайнерской карьеры Карим Рашид создал «чувственный минималистичный» дизайн для сотен предметов и «blobjects».

Ettore Sottsass. Этторе Соттсасс

Ettore Sottsass. Этторе Соттсасс

Этторе Соттсасс (Ettore Sottsass, 1917-2007) – выдающийся дизайнер, архитектор, художник, теоретик и философ проектной культуры. Символ «итальянской альтернативы» в дизайне и основатель знаменитого объединения «Мемфис». Двойственность Этторе Соттсасса стала главным источником мифов о нем. Сочетание бунтарства и профессионализма, увлечение мистикой и гиперфункциональность проектов. К концу 60-х он становится чем-то вроде Учителя и Пророка для бунтующей дизайнерской молодежи. Этторе Соттсасс посвятил свою жизнь и работу демонтажу прошлого в роли художника, архитектора, индустриального дизайнера, производителя стекла, издателя, теоретика и керамиста.

Maarten van Severen. Маартен ван Северен

Maarten van Severen. Маартен ван Северен

Маартен ван Северен (Maarten Van Severen, 1956-2005) – бельгийский дизайнер и архитектор, наибольшую известность получил как промышленный дизайнер и дизайнер интерьеров в сотрудничестве с Ремом Колхасом. Единый процесс проектирования и производства является одним из основных аспектов в работе мастерской Маартена ван Северена. Как промышленный дизайнер, ван Северен долгое время посвятил всестороннему изучению традиционных типов мебели, взаимодействию формы, материала и конструкции.

Charles & Ray Eames. Чарльз и Рэй Эймс

Charles & Ray Eames. Чарльз и Рэй Эймс

Философия Эймс (Eames) заключена в процессе творчества, пути, когда для достижения результата нужно пройти через годы проб и ошибок. Уходя от времени, когда мебель была тяжёлой и сложной в исполнении, когда каркас непременно нуждался в декорировании и обивке, Эймс дали свежий воздух для дыхания мирового дизайна. Чарльз Эймс (Charles Ormand Eames) (1907-1978 гг.) и его жена Рэй Эймс (Ray Eames) (1912-1988 гг.) не только разработали некоторые из наиболее примечательных предметов мебели XX века, они также применяли свои таланты к созданию изобретательных детских игрушек, паззлов, фильмов, выставок и таких культовых лос-анджелесских зданий, как Eames House и Entenza House в Калифорнии.

Gaetano Pesce. Гаэтано Пеше

Gaetano Pesce. Гаэтано Пеше

Гаэтано Пеше (Gaetano Pesce) – архитектор, педагог и теоретик, один из самых ярких и последовательных представителей арт-дизайна, основоположник «эмоционального» и «поведенческого» дизайна. Его работы, соблюдая номинальные правила утилитарного служения человеку, на самом деле отдают пространству свою особую гармонию, энергию, эмоцию, что переводит их в плоскость произведений искусства. Его творчество – своего рода абсолютный, идеальный образец артдизайна, реализующий предельный исторический и типологический смысл этого феномена: это не просто аналогия или подражание Большому искусству, но полноправное наследование его основополагающих принципов.

Verner Panton. Вернер Пантон

Verner Panton. Вернер Пантон

Стиль Вернера Пантона (Verner Panton, 1926 – 1998) стал прототипом психоделического дизайна 1970-х годов и производили впечатление скульптур, а не мебели. В своих работал Пантон использовал яркие, ясные цвета. В 1980-х он начал экспериментировать с геометрическими формами, черпая вдохновение в возможностях новых материалов. Не имея чёткой структуры, пластик мог принимать любые формы и цвета, что было невозможно при использовании классических материалов как стекло, дерево и металл. Мечтой Пантона было полное слияние функций различной мебели. Мысль о том, что глядя на вещь можно с первого раза определить её функцию, лишала его воображения и желания творить. Кроме того, он мечтал нарушить традиционное деление на пол, стены и потолок, сместив их функции.

Isamu Noguchi. Исаму Ногучи

Isamu Noguchi. Исаму Ногучи

Исаму Ногучи (Isamu Noguchi, 1904 –1988), американский дизайнер японского происхождения, ландшафтный архитектор, представитель авангардистского ориентализма, один из лидеров монументально-декоративной скульптуры. В своих произведениях Исаму старался соединить западную, модернистскую культурную традицию с приёмами искусства Китая и Японии. Мировую славу Исаме Ногучи принесли работы, лежащие на стыке ландшафтной архитектуры и пластического искусства. Знаковыми произведениями в его творчестве стали именно ландшафтные объекты: «Водный сад» на Chase Manhattan Plaza в Нью-Йорке, «Сад мира» около штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже, «Сад искусств Билли Роуза» в Иерусалиме, «Сад-музей Ногучи» на Лонг-Айленде.

Paola Navone. Паола Навоне

Paola Navone. Паола Навоне

Паола Навоне (Paola Navone) – одна из наиболее известных итальянских «предметников». В 70-е она была членом знаменитой группы Alchimia – вместе с Алессандро Мендини и Эторе Сотсассом стояла у истоков радикального дизайна. Её вещи дерзки, одновременно просты и очень красивы. Паола Навоне живет и творит так, как будто никаких оформившихся направлений и тенденций в дизайне не существует. Она просто создает мир, соответствующий её представлению о красоте. Недаром Architektur und Wohnen в 2000 году называл Паолу Навоне дизайнером N1. В её вещах нет ни малейшего привкуса вымученности.

Ingo Maurer. Инго Маурер

Ingo Maurer. Инго Маурер

Работы Инго Маурера (Ingo Maurer, 1932 – 2019) легко узнать – больше никто так не работает со светом. Возможно, одна из составляющих успеха метода Инго Маурера заключена в том, что он применил метод графического дизайна к дизайну промышленному. Но это никак не может объяснить того ощущения чуда и восторга, которое вызывают его работы. Инго Маурер создаёт не просто светотехнику, а объекты вневременного искусства и дизайна. Создаётся ощущение, что нет такого материала, который Инго Маурер не смог бы трансформировать в свет. Он – дизайнер, играющий со светом, вызывающий эмоциональное потрясение своими фееричными инсталляциями. Сам он всегда остается немного в тени, но при этом умеет освещать пространство так, что оно принимает образ, воплощающий любой из придуманных им смыслов.

Achille Castiglioni. Акилле Кастильони

Achille Castiglioni. Акилле Кастильони

Итальянский дизайнер Акилле Кастильони (Achille Castiglioni, 1918-2002) родился в Милане. Изучал архитектуру в политехническом университете Милана и в 1944 году создал конструкторское бюро со своим братьям, Ливио (1911-1979) и Пьером Джакомо  (1913-1968 ) (Livio and Pier Giacomo). Их совместный проект станет одним из самых остроумных, элегантных и новаторских объединений в мире современного дизайна. Они работали по принципам, которые должны перестроить объект функции, форму и производственный процесс, и применяли эти тезисы ко всем работам, которые они производили. Кастильони описал этот процесс: «Начать с нуля. Придерживаться здравого смысла. Знайте свои цели и средства».

Stefano Giovannoni. Стефано Джованнони

Stefano Giovannoni. Стефано Джованнони

Стефано Джованнони (Stefano Giovannoni) один из основателей болидизма – движения, которое зародилось в восьмидесятые годы прошлого века и распространялось на все области жизни человека. В дизайне болидизм диктовал обтекаемые формы. Совместное с Гвидо Вентурини Стефано Джованнони основал студию, известную как King Kong Production, чтобы проводить исследования в архитектуре и дизайне изделий для дома, интерьеров и моды. Начиная с 1989 года, они разрабатывают знаменитую линейку Girotondo для ALESSI. Работы Стефано – часть постоянного архива Центра Жоржа Помпиду и коллекции MoMA (Нью-Йорк).

Eero Aarnio. Ееро Аарнио

Eero Aarnio. Ееро Аарнио

Ееро Аарнио (Eero Aarnio) – великий новатор в области использования пластмасс в промышленном дизайне. Начиная с 1960-х годов его яркие, уютные и ироничные произведения стали символом эпохи поп-культуры. Многие из его произведений сейчас можно увидеть в престижных коллекциях, таких как Victoria and Albert Museum в Лондоне, MoMA в Нью-Йорке, Vitra Design Museum. Все проекты Ееро Аарнио пронизаны интернациональным духом и индивидуальностью одновременно. При этом они отвечают скандинавскому представлению о качестве и прочности изделия.

Arne Jacobsen. Арне Якобсен

Arne Jacobsen. Арне Якобсен

Арне Якобсен (Arne Jacobsen, 1902-1971) был одним из наиболее влиятельных датских специалистов в области архитектуры и промышленного дизайна. В своём многогранном творчестве ему удалось сочетать идеалы модернизма с северной любовью к натурализму. Метод Арне Якобсена – соразмерность и функциональность. Его архитектура и предметы интерьера (такие как стулья и кресла «Лебедь» (Swan), «Яйцо»( Egg), «Муравей»( Ant)  – замечательный  пример сочетания  неординарности творческой мысли, простоты форм, изящности, соответствия функции и назначения. Столовые приборы абстрактной формы из нержавеющей стали, придуманные Якобсеном, Стенли Кубрик выбрал в качестве футуристического реквизита  для знаменитого фильма «2001: Космическая Одиссея».

Gio Ponti. Джо Понти

Gio Ponti. Джо Понти

Джо Понти (Gio Ponti, 18.11.1891, Milan – 16.09.1979, Milan) был поэтом, художником, архитектором, дизайнером, основателем и главным редактором журнала Domus. Джо Понти — крёстный отец послевоенного возрождения итальянского дизайна. Создатель вещей и генератор идей, которые он пропагандировал в своих книгах и статьях, организатор и участник архитектурных выставок, Джо Понти сделал очень многое для формирования итальянской линии и формы. Создатель вещей и генератор идей, которые он пропагандировал в своих книгах и статьях, организатор и участник архитектурных выставок, Джо Понти сделал очень многое для формирования итальянской линии и формы. Благодаря и его стараниям итальянский дизайн сделал мощнейший рывок и вывел экономику страны из послевоенного кризиса.

Antonio Citterio. Антонио Читтерио

Antonio Citterio. Антонио Читтерио

Антонио Читтерио (Antonio Citterio) – итальянский архитектор и один из лидеров промышленного дизайна. Некоторые созданные им объекты по праву вошли в экспозиции самых известных музеев мира, в том числе нью-йоркского Музея современного искусства и парижского центра Пампиду. Среди его архитектурных проектов – реставрация картинной галереи Брера в Милане и отели «Bulgari» в Милане и на Бали. Дизайнер активно работает в мире моды: его интерьеры служат отличными декорациями для элитных итальянских марок одежды. Читтерио разрабатывает стиль для «Ermenegildo Zegna», «Cerruti», «Emanuel Ungano», «Zegna sport», «Barvikha Hotel & SPA», «W St. Petersburg», «Bvlgari Milan».

Piero Fornasetti. Пьеро Форназетти

Piero Fornasetti. Пьеро Форназетти

Пьеро Форназетти (Piero Fornasetti, 1913-1988) считал, что любой предмет может быть декорирован на 100% и при этом не потеряет своего назначения. В совершенстве овладев искусством trompe l’oeil (изображений-обманок, построенных на оптических эффектах искажения перспективы), превращал мебель в архитектурные объекты, заставлял газеты принимать форму пепельниц, заселял поверхности комодов разноцветными бабочками и наносил изображения Адама и Евы на шезлонги. Его произведения всегда узнаваемы – это тот редкий тип дизайнеров, обладающих собственным неповторимым стилем. Работы Пьеро Форназетти – это смесь иллюзионизма и архитектурных перспектив. Его излюбленные темы – солнце, игральные карты, рыбы, бабочки, книги, архитектура и лицо девушки по имени Лина Кавальери.

Le Corbusier. Ле Корбюзье

Le Corbusier. Ле Корбюзье

Ле Корбюзье (фр. Le Corbusier; настоящее имя Шарль Эдуард Жаннере-Гри (фр. Charles Edouard Jeanneret-Gris); 1887-1965) – французский архитектор швейцарского происхождения, художник, дизайнер, теоретик архитектуры. Ле Корбюзье – один из наиболее заметных зодчих двадцатого века, пионеров современной архитектуры, создатель новаторских сооружений в духе модернизма. Одним из первых использовал в своих зданиях железобетонный каркас, крыши-террасы, большие плоскости остекления на фасаде, открытые опоры в нижних этажах зданий, свободную планировку этажей. Взгляды Ле Корбюзье, изложенные им в многочисленных книгах, а также его постройки оказали исключительное влияние на всю практику архитектуры нового времени.

Alessandro Mendini. Алессандро Мендини

Alessandro Mendini. Алессандро Мендини

Алессандро Мендини (Alessandro Mendini, 16 августа 1931 – 18 февраля 2019) – архитектор, дизайнер, художественный критик, историк и теоретик дизайна, выдающийся деятель «радикального», а затем «нового дизайна». Своими теоретическими и практическими работами и частичной переработкой дизайна других Алессандро Мендини, начиная с70-х, внес важный вклад в дискурс постмодернизма. Фигура Мендини, в течение двадцати лет являющегося организатором, координатором, критиком, поэтом и душой обновления итальянской и международной проектной культуры, воплощает в себе лучшие черты деятеля культуры итальянского типа.

Vico Magistretti. Вико Маджистретти

Vico Magistretti. Вико Маджистретти

Вико Маджистретти (Vico Magistretti, 6 октября 1920 – 19 сентября 2006) – архитектор, урбанист, преподаватель, он больше всего известен как создатель предметов мебели и светильников. 80 процентов того, что создал Маджистретти, до сих пор производится. Его работы выставляются на всех наиболее известных выставках Италии, Европы, США и Японии и являются частью постоянных коллекций ведущих музеев мира. 12 его работ находятся в постоянном собрании MoMA. Генуя посвятила ему выставку в 2003 году. «Рентабельность, функциональность и хороший вкус» – вот творческое кредо Вико Маджистретти. Его творения хорошо принимаются во всем мире, и, главное, им всегда сопутствует коммерческий успех. Секрет этого успеха заключается в том, что мастеру в своем творчестве удается избегать крайностей.

Tom Dixon. Том Диксон

Tom Dixon. Том Диксон

Том Диксон (Tom Dixon) – английский дизайнер, арт-директор сети магазинов Habitat и глава художественного департамента Artek. Говоря о своем творческом методе, Том Диксон вспоминает слова своего друга – итальянского дизайнера Fabio Novembre, – который назвал Диксона «позвоночным дизайнером», имея в виду, что в основе работ дизайнера лежит его интерес к структуре и конструкции, а не к их поверхности. Диксон говорит, что если бы не стал дизайнером, то скорее был бы гражданским инженером, так как его «больше интересует изобретательство, проектирование и маркетинг, чем дизайн как таковой».

Fernando & Humberto Campana. Фернандо и Умберто Кампана

Fernando & Humberto Campana. Фернандо и Умберто Кампана

Творчество братьев Кампана (Fernando & Humberto Campana) пронизано культурой бразильского карнавала. Живя обыденной жизнью, знакомые предметы – стол, стул, диван – наряженные в маски и костюмы от Фернандо и Умберто преображаются и получают новую жизнь в динамичном мире южноамериканских трансформаций пространства и идей.  Одно из основных свойств метода Кампана – совмещение частей естественных  материалов, таких как дерево или ткань (а часто и просто отходов производства) с передовыми технологиями в области конструирования. Или же за основу берутся высокотехнологичные материалы, но для создания предмета применяется архаичный метод (плетение, например).

Charles Rennie Mackintosh. Чарльз Рени Макинтош

Charles Rennie Mackintosh. Чарльз Рени Макинтош

Человек, объединивший в своём творчестве современность и дух романтики, шотландский архитектор и дизайнер Чарльз Ренни Макинтош (Charles Rennie Mackintosh, 7 июня 1868 – 10 декабря 1928) стал автором многих работ, которые оказали большое влияние на развитие дизайна и остаются актуальными и любимыми до сих пор. Немногие дизайнеры имеют право утверждать, что они создали уникальный индивидуальный стиль, который был бы мгновенно узнаваем. Известный сегодня в основном как дизайнер мебели, Чарльз Ренни Макинтош был архитектором в самом широком смысле понятия, он занимался проектированием школ, офисов, церквей, чайных комнат (tearoom – британский вариант кафе), частных домов.

Bruno Mathsson. Бруно Матссон

Bruno Mathsson. Бруно Матссон

Бруно Матссон (Bruno Mathsson, 13 января 1907 – 17 августа 1988) конструируя и производя лёгкую, элегантную и функциональную мебель поднял скандинавский дизайн на общемировой уровень. Не являясь приверженцем какой либо дизайнерской концепции и школы, Бруно Матссон создал свой уникальный стиль, основанный на самостоятельном изучении истории архитектуры и дизайна, исследованиях по эргономике и связи между природой и архитектурой. Его проекты вне времени и многие из них активно реализуются и в настоящий момент, оставаясь современными и функциональными.

Страницы