Леонидов Иван Ильич

Леонидов Иван Ильич

Иван Ильич Леонидов (1902—1959) — одна из наиболее значительных творческих личностей, внесших большой вклад в развитие советской архитектуры 20-х годов. Это был зодчий с ярко выраженным поисковым талантом. Он создал проекты, в которых было предугадано многое в развитии современной архитектуры. Самым существенным в его творчестве было глубокое переосмысление социальной сущности сооружений. При этом новое социальное содержание жизни нашло у Леонидова и органическое единство с новой высокохудожественной архитектурной формой.

В 1921 году Леонидов поступает на живописный факультет Вхутемаса, а позднее переходит на архитектурный факультет в мастерскую А. Веснина. С 1925 года он принимает участие в открытых архитектурных конкурсах, в которых неоднократно получает премии,— улучшенная крестьянская изба (1925), жилые дома в Иваново-Вознесенске (1925), университет в Минске (1926), типовые рабочие клубы на 500 и 1000 человек (1926). Уже в вузе он связал свою судьбу с творческим объединением конструктивистов — ОСА и журналом «СА».

Ко времени, когда Леонидов оканчивал свое образование, конструктивизм переживал трудности в своем развитии. Возникла опасность появления формально-стилистических штампов. Во второй половине 20-х годов советским архитекторам удалось преодолеть опасные тенденции канонизации художественно-композиционных приемов новой архитектуры и внести важный вклад в проблемы формообразования, связанные с новым отношением к объемно-пространственной композиции в современной архитектуре. Значительным был вклад Леонидова в решение этой проблемы.

Большое значение в процессе развития конструктивизма сыграл его широко известный дипломный проект Института Ленина в Москве (1927). Необычным было решение большой аудитории. Аудитория была запроектирована И. И. Леонидовым в виде большого шара, поднятого над землей на ажурных металлических конструкциях. Рядом с главной аудиторией, составляя с ней единую объемно-пространственную композицию, располагался вертикальный параллелепипед книгохранилища. В этом проекте выявилось новаторское понимание Леонидовым принципов застройки современного города и пространственной организации его Элементов. Он рассматривает современный городской архитектурный ансамбль не как «вырезанный» из тесно застроенного города кусок организованного пространства, а строит ансамбль в виде группы зданий, композиционно «держащих» определенную часть пространства, играющего здесь не подчиненную, а объединяющую роль. Леонидов видел связь архитектуры с природой не только в учете рельефа и окружающей растительности, а прежде всего во взаимодействии Здания с пространством.

В проекте Института Ленина проявилась такая особенность творчества Леонидова, как стремление выявить художественные возможности предельно лаконичной формы здания. Такое обращение к простым геометрическим объемам было новаторским и способствовало поискам нового архитектурного образа здания. Важно было что, создавая объемно-пространственную композицию, Леонидов опирался на новейшие достижения современной техники, в том числе максимальные возможности новых конструкций.

1927—1930 годы — время самой напряженной и плодотворной работы Леонидова. Он активно участвует в работе ОСА, выступает в дискуссиях, выполняет конкурсные проекты кинофабрики и Дворца культуры в Москве, памятника Колумбу в Санто-Доминго, Дома промышленности в Москве, социалистического расселения в Магнитогорске, Дома правительства в Алма-Ате.

В качестве научной работы он разрабатывает тему: «Клуб нового социального типа», которую докладывает на Первом съезде ОСА в 1929 году. Леонидов проектирует клубный комплекс не как парадный ансамбль, а как центр повседневной общественной жизни города. Разработанный им новый тип клуба существенно отличался от строившихся в те годы клубов. Леонидов предлагал создавать крупные клубные комплексы, состоящие из отдельных пространственно связанных между собой зданий как специализированного, так и универсального назначения. По своей программе «Клуб нового социального типа» представлял собой своеобразный культурно-парковый комплекс, включавший в себя зимний ботанический сад, универсальный зал, библиотеку, лаборатории, демонстрационное поле, спортивный зал, спортплощадки, детский павильон, парк и т. д. Композиция комплекса строилась широко и свободно, объединяясь объемом главного зала, перекрытым параболическим сводом-оболочкой.

В конкурсном проекте кинофабрики Леонидов стремился дать возможность многих вариаций объемно-пространственной композиции при съемке. Отсюда редкая для его произведений сложность и живописность планировки.

Участвуя в международном конкурсе на проект памятника Колумбу, Леонидов вышел за пределы программы и решительно отказался от традиционных приемов создания памятника-монумента. Его проект пронизан идеей интернационализма, общности целей человечества в осуществлении научного прогресса. Тема памятника Колумбу являлась для Леонидова лишь поводом для создания проекта одного из мировых научно-культурных центров. Он предлагает разместить здесь Институт межпланетных сообщений, обсерваторию, зал для всемирных научных съездов, радио- и телецентр, аэропорт и т. д. Центром комплекса является музей Колумба, имеющий стеклянное покрытие, а вместо стен предусматривалась изоляция в виде струй воздуха.

Проекты «Центросоюза» и Дома промышленности были одними из первых проектов конторских зданий в виде простых прямоугольных призм с глухими торцевыми фасадами и стеклянными стенами-экранами на продольных фасадах. Пространственное богатство строгим параллелепипедам придают вынесенные лифтовые шахты и примыкающие к основному объему горизонтально распластанные пристройки.

В проекте социалистического расселения в Магнитогорске Леонидов выступает как градостроитель. По его представлению, новый город не должен иметь улиц-коридоров, периметральной застройки дворов. В конце 20-х годов в советском градостроительстве было разработано несколько планировочных схем линейного города (М. Охитович, В. Лавров, Н. Милютин и др.), Леонидов предлагает свой вариант города-линии в проекте для Магнитогорска. Согласно разработанной им схеме планировочной структуры, линейный город развивается вдоль одной, двух, трех или четырех магистралей, отходящих от производственной зоны. Город-линия состоит из полосы жилых кварталов (чередующихся с участками детских учреждений), по сторонам которой располагаются отдельно стоящие общественные сооружения, спортивные зоны, парки. На периферии вдоль города идут грузовые и пассажирские магистрали. Город врезается в зеленый массив, контрастируя с окружающей природой геометричностью своей планировки и ритмическим рядом стеклянных кристаллов многоэтажных жилых домов, господствующих над другими постройками, образующими рационально организованную сеть обслуживающих учреждений.

Завершающим проектом первого периода творчества Леонидова был проект Дворца культуры Пролетарского района Москвы. Леонидов отходит от программы конкурса и разрабатывает принципиальную проблему клубного строительства — «культурную» организацию жилого района города, развивая идеи своего проекта «Клуб нового социального типа». Дворец культуры И. И. Леонидова — это попытка наметить структуру основного звена общей системы культурной организации в масштабах жилого района города. В условиях современного ритма городской жизни Леонидов считает целесообразным создавать культурный комплекс в виде обширного по территории зеленого оазиса, изолированного от городского шума, где человек может получить и психологическую разрядку после трудового дня.

Территория Дворца культуры делится на четыре сектора: научно-исследовательский, массовых действий, физкультурный и демонстрационное поле. Для каждого из этих секторов Леонидов разрабатывает рациональную планировку и специальные типы зданий — пирамидальный спортивный зал (с бассейном по периметру), универсальный трансформирующий зал, покрытый стеклянной полусферой с передвижными сценическими площадками и т. д.

Проект Дворца культуры стал поводом для острой дискуссии, посвященной как творческим проблемам советской архитектуры, так и судьбам рабочего клуба.

В начале 30-х годов И. Леонидов работает в различных проектных организациях над планировкой и застройкой г. Игарки, проектом площади Серпуховской заставы в Москве, проектом реконструкции Москвы, проектом клуба газеты «Правда», реконструкцией сада «Эрмитаж» и др. Некоторые из этих проектов уступают по уровню проектам 1927—1930 годов.

Одним из лучших произведений Леонидова 30-х годов можно считать конкурсный проект Дома Наркомтяжпрома на Красной площади в Москве. Леонидов создает пространственную композицию из трех различных по плану, высоте и силуэту стеклянных башен, объединенных стилобатом в уровне первых этажей. Принципиальный интерес представляет подход Леонидова к возведению грандиозного современного сооружения в соседстве с великолепными ансамблями прошлого. Структура проекта Леонидова имеет глубокую связь с принципами построения храма Василия Блаженного и комплекса колокольни Ивана Великого со звонницей.

Во второй половине 30-х годов Леонидов разрабатывает проекты жилого комплекса «Ключики» близ Нижнего Тагила, пионерского лагеря «Артек», поселка Усолье на Урале, оформляет ряд интерьеров, осуществляет проект величественной парковой лестницы в одном из санаториев Кисловодска и др.

В послевоенные годы Леонидов преодолевает сковывавшее ряд лет его творческую фантазию состояние кризиса. Проекты Леонидова 50-х годов, сохранившиеся в основном в виде эскизных набросков, свидетельствуют о новом творческом подъеме архитектора. Он работает над проектом города будущего — «Город Солнца», создает эскизы здания ООН, Дворца Советов и др. сооружений.

На рубеже 40—50-х годов в развитии новой архитектуры (особенно в области формообразования) происходили сложные процессы, связанные с отказом от многих традиций «функционализма» с его простыми геометрическими формами. Менялись эстетические идеалы, в архитектуру хлынул поток сложных криволинейных форм.

Однако Леонидов, в отличие от многих других архитекторов, резко переходивших в 50-е годы от простых геометрических (главным образом прямоугольных) форм к сложным криволинейным (с кривыми второго порядка), вел свои творческие поиски, не отвергая традиции 20-х годов, а рассматривая их как основу новой архитектуры, которая должна быть развита и обогащена с учетом нового эстетического идеала и возможностей современной техники.

Еще в конце 20-х — начале 30-х годов Леонидов использовал в своих проектах наряду с прямоугольными призматическими и сферическими объемами формы с образующей кривой второго порядка, своды-оболочки, вантовые конструкции. В 40— 50-е годы он уже широко применяет эти формы. При этом важно отметить, что, переходя от масштаба здания или комплекса (ООН, Дворец Советов) к масштабу города «Город Солнца») Леонидов все большую роль в общей объемно-пространственной композиции отводит шатрообразным формам, подчиняя им прямоугольные и сводчатые объемы.

Он и на этот раз (как и в конце 20-х гг.) в чем-то предвосхитил процессы формообразования (в частности, появление шатрообразных форм). Леонидов интуитивно почувствовал сложную зависимость архитектурной формы от масштаба сооружения.

Объем написанного Леонидовым невелик. Он не осуществил ни одного из своих значительных проектов, однако оказал большое влияние на творческие поиски советских архитекторов. Все его основные проекты были не просто предложениями по решению конкретной практической задачи, а представляли собой выраженные языком архитектора своеобразные теоретические декларации. В своих проектах Леонидов вел поиски новых в социальном отношении типов зданий, высказывался по проблемам формообразования, решал принципиальные градостроительные проблемы. Его проекты как бы концентрировали в себе предварительные теоретические разработки автора, играли роль творческого кредо. Каждый его проект становился событием в архитектур¬ной жизни, вызывая творческие споры, заставляя многих архитекторов по-новому увидеть те или иные проблемы.

Леонидов умел доводить свои теоретические разработки до уровня экспериментальных и поисковых проектов. В то же время, стремясь сохранить общезначимость своих идей, он намеренно не детализировал многие свои проекты. В этом было своеобразие творчества Леонидова, теоретическое кредо которого можно понять, только рассматривая вместе его поисковые проекты и написанные им тексты.

Источник: Мастера советской архитектуры об архитектуре. Бархин М.Г., Иконников А.В. и др. (ред.). 1975


Публикации:

Основные проекты:

  • 1925

Конкурсный проект улучшенной крестьянской избы (третья премия)

Конкурсный проект жилых домов для рабочих и служащих Гостекстильтреста в Иванове (третья премия)

  • 1926

Конкурсный проект здания Государственного Белорусского университета в Минске (рекомендован к приобретению)

Конкурсный проект больницы в Самарканде

Типовой проект рабочего клуба на 500 человек

Типовой проект рабочего клуба на 1000 человек

Преддипломный проект типографии газеты «Известия» в Москве.

Проект типографии вполне определенно передает черты индивидуальности молодого архитектора. Динамичный остекленный фасад пропорционален и выразителен. Впервые используется прием вынесения наружу несущих неметаллических конструкций. Тем не менее имеет место некая ограниченность, свойственная раннему конструктивизму.

  • 1927

Дипломный проект Института библиотековедения им. Ленина в Москве на Ленинских горах

Проект был показан на Первой выставке современной архитектуры в Москве в 1927 г. Он произвел на публику огромное впечатление. Этот проект считается творческим кредо архитектора и своеобразным манифестом всей советской архитектуры конца 20-х годов XX века.

Проект имеет сложную объемно-пространственную композицию. Шарообразный объём большой аудитории на 4000 человек и вертикально поставленный параллелепипед книгохранилища вознесены над плоскостью стилобата. Одноэтажные корпуса уходят в трех направлениях от центрального объёма в парковую зону. Здание и статично и динамично одновременно. В проекте использовались все новые достижения того времени. Шар стоит на одной опоре, но опора не спрятана в фундамент, а запроектирована шарнирной, что снимает дополнительные напряжения. опора принимает вертикальные нагрузки от шара, а все остальные напряжения передаются на ванты. Стены книгохранилища максимально тонкие, что достигается путем введения в конструкцию металлических ферм, соединенных растяжками с вершиной и основанием.

Проект института Ленина обошёл архитектурные издания многих стран и продолжает печататься в различных альманахах и обзорах об архитектуре XX века. Он оказал влияние на многие проекты и постройки, например на проект памятника Колумбу Алексея Щусева (1929), центральный ансамбль всемирной выставки в Нью-Йорке (1939), проект ратуши в Торонто Вильо Ревелла (1958—1965), правительственный центр в Бразилиа Оскара Нимейера (1959—1960).

Конкурсный проект кинофабрики в Москве на Ленинских горах

Состав помещений — ателье, правление, гараж, мастерские, подстанция. В основе проекта лежит функция — технология кинопроизводства. Размещая проект на участке архитектор располагает здания между двумя парками, одного вытянутого в направлении север-юг, второго — с большими площадками для размещения декораций. Главное здание фабрики — ателье. Одна сторона открывается, для проведения съемок. Все корпуса фабрики создают единое пространство. В отдельности их представить нельзя. Очень гармонична прорисовка генплана. Все на своих местах, ничего нельзя ни прибавить, ни убавить. Это законченное произведение, напоминающее композиции Казимира Малевича.

  • 1928

Проект клуба нового социального типа (варианты А и Б)

Эти проекты Леонидов выполнил по собственной инициативе для иллюстрации доклада о новом типе клуба на Первом съезде ОСА в 1929 году. Вообще тема клубов и их архитектуры была одной из любимых тем Леонидова. По его мнению клуб в условиях социалистического строительства должен предоставить максимальные возможности для всестороннего развития человека, а отдых должен иметь активный, а не пассивный характер. Поэтому вместо традиционного театрального зала он ввел новый тип зала, который предоставлял возможность трансформации для проведения любых действ (лекции, кино, собрания, и другие), а также использовать в качестве планетария. Состав помещений — большой зимний сад научного типа, спортзал, детские клубные комнаты. Обязательное устройство большого парка, спортивных площадок и большого демонстрационного поля.

Конкурсный проект Дома правительства в Алма-Ате

Конкурсный проект Дома Центросоюза в Москве

  • 1929

Конкурсный проект Дома промышленности в Москве

Конкурсный проект памятника Колумбу в Санто-Доминго

Проект Института статистики

  • 1930

Проект социалистического расселения при Магнитогорском химико-металлургическом комбинате

Конкурсный проект Дворца культуры на месте бывшего Симонова монастыря в Москве (I—II туры)

  • 1931—1933

Проект планировки и застройки площади Серпуховской заставы в Москве

Проект планировки и застройки г. Игарки

Проект клуба комбината газеты «Правда» в Москве

Оформление интерьеров Центрального дома инженеров в Москве

Конкурсный проект реконструкции Москвы

Проект перепланировки сада «Эрмитаж» в Москве

  • 1934—1936

Конкурсный проект Дома Наркомтяжпрома в Москве на Красной площади

Проект планировки и застройки жилого комплекса «Ключики» в Нижнем Тагиле

Проект планировки и застройки поселка Усолье но Урале

Проект планировки и застройки поселка Лазоревское под Москвой

Проект Тверского бульвара в Москве (перепланировка и озеленение)

Конкурсный проект типового колхозного клуба на 180 человек

Интерьеры Московского дома пионеров и октябрят (осуществлено)

Интерьер парткабинета Комакадемии в Москве (осуществлено)

Проект санатория «Чайгрузия»

Экспериментальный проект колхозного Дворца культуры с залом на 800 человек

Проект клуба Военпроекта в Москве

  • 1937—1941

Проект планировки и застройки Южного берега Крыма

Проект Большого Артека в Крыму

Лестница и ряд интерьеров санатория им. Серго Орджоникидзе в Кисловодске (осуществлено)

Конкурсный проект комбината «Известия» в Москве

Проект фонтана «Кристалл»

Интерьеры Дворца пионеров в Калинине (осуществлено)

Проект парка отдыха Наркомцветмета

  • 1943—1959

Проект «Остров цветов» — парк на Трухановом острове в Киеве

Проект набережной в Сталинграде

Конкурсный проект монумента «Победа»

Конкурсный проект монумента «Спутник»

Проект реконструкции улицы Пушкина

Проект фасада типового театра

Проект типового сельского дома

Проект монумента Победы на Манежной площади

Проект Дворца Советов

Новые типы мебели (проекты и образцы)

Новые типы осветительной арматуры (проекты и образцы)

Проект комплекса зданий ООН

Проект Всемирной выставки в Москве

Проект Форума искусств на месте фундаментов Дворца Советов

Проект бассейна на месте фундаментов Дворца Советов

Проект Города Солнца

Интерьеры Музея Советской Армии в Москве

И. И. Леонидов. Проект клуба нового социального типа. Вариант А. 1928. План первого этажа
И. И. Леонидов. Проект клуба нового социального типа. Вариант А. 1928. План первого этажа
И. И. Леонидов. Дипломный проект. Институт им. В. И. Ленина на Ленинских горах в Москве. 1927. Макет
И. И. Леонидов. Дипломный проект. Институт им. В. И. Ленина на Ленинских горах в Москве. 1927. Макет
И. И. Леонидов. Проект клуба нового социального типа. Вариант Б. 1928. План второго этажа и фасад
И. И. Леонидов. Проект клуба нового социального типа. Вариант Б. 1928. План второго этажа и фасад
И. И. Леонидов. Конкурсный проект дома «Центросоюза» в Москве. 1928. Макет
И. И. Леонидов. Конкурсный проект дома «Центросоюза» в Москве. 1928. Макет
И. И. Леонидов. Конкурсный проект Дома промышленности в Москве. 1929—1930. Аксонометрия
И. И. Леонидов. Конкурсный проект Дома промышленности в Москве. 1929—1930. Аксонометрия
И. И. Леонидов. Конкурсный проект Дворца культуры Пролетарского района г. Москвы. 1930. Фасад и генплан комплекса
И. И. Леонидов. Конкурсный проект Дворца культуры Пролетарского района г. Москвы. 1930. Фасад и генплан комплекса
И. И. Леонидов. Проект социалистического расселения при Магнитогорском металлургическом комбинате. 1930. Аксонометрический генплан
И. И. Леонидов. Проект социалистического расселения при Магнитогорском металлургическом комбинате. 1930. Аксонометрический генплан
И. И. Леонидов. Конкурсный проект Дома Наркомтяжпрома на Красной площади в Москве. 1934
И. И. Леонидов. Конкурсный проект Дома Наркомтяжпрома на Красной площади в Москве. 1934
поддержать Totalarch

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)