Веснины (братья)

Творческий коллектив братьев Весниных Леонид Александрович (1880—1933), Виктор Александрович (1882—1950) и Александр Александрович (1883—1959) — сыграл большую роль в становлении советской архитектуры.

Л. А. Веснин В. А. Веснин А. А. Веснин

По отношению к дореволюционному творчеству Весниных трудно говорить о каком-то едином почерке братьев. Как авторы проектов они выступают и по одному, и вдвоем, и все трое вместе. Причем не все их работы этого периода равноценны по своему художественному качеству. С большим мастерством выполнены те проекты и постройки, где использованы традиции русского классицизма (дом Сироткина в Нижнем Новгороде, 1913—1916 гг.); с меньшим успехом работали Веснины в других «стилях». Ряд предреволюционных работ Весниных носил определенные черты так называемой «рациональной архитектуры» — новая пространственно-функциональная структура и современные конструкции (каркас, большие остекленные поверхности) все более явно просвечивали сквозь традиционные формы, особенно в проектах и постройках конторских, торговых и промышленных зданий (банк на Кузнецком мосту — 1913 г., универмаг акционерного общества «Динамо» в Москве — 1917 г. и др.).

В первые годы Советской власти братья чаще выступали раздельно. Причем их творческая судьба в этот период сложилась так, что они работали в тех областях архитектуры, на стыке которых и зарождались в 20-е годы новые творческие принципы советской архитектуры: массовое жилье (Л. Веснин), промышленные сооружения (В. Веснин), художественные поиски (А. Веснин).

Творческий коллектив Весниных окончательно сложился к 1923 году, и в течение десяти лет братья были признанными лидерами нового направления в советской архитектуре. Сила творческого коллектива Весниных заключалась в том, что это было органичное сообщество талантливых, единых по творческим устремлениям, но в то же время и во многом разных архитекторов. Братья удачно дополняли друг друга не только различными сторонами своего таланта, но и своим опытом.

Произведения Весниных 1923—1932 годов характерны для конструктивизма, сторонники которого в вопросах формообразования отдавали предпочтение выявлению функционально-конструктивной основы здания. При этом для работ 1923—1925 годов было характерно подчеркивание конструктивной целесообразности новой архитектурной формы (творческие принципы раннего конструктивизма сформулированы в «кредо» А. Веснина).

В конце 1925 года была создана творческая организация конструктивистов — Объединение современных архитекторов (ОСА, председатель — А. Веснин, заместители — В. Веснин и М. Гинзбург). Печатным органом конструктивистов стал журнал «Современная архитектура» (СА, ответственные редакторы — А. Веснин и М. Гинзбург).

Во второй половине 20-х годов конструктивисты больше внимания начинают уделять обоснованию функциональной целесообразности новой архитектурной формы (характерны в этом отношении мысли, высказанные А. Весниным на заседании в РАХН в 1929 г.). Был разработан и получил распространение так называемый функциональный метод — учет требований функционального процесса (взаиморасположение отдельных помещений, график движения и т. д.), разработка рациональной планировки и оборудования здания. Функциональный метод представлял собой развернутую творческую программу конструктивизма. Он требовал от архитектора участвовать в выработке новых типов зданий, бороться с эклектикой, внедрять в архитектуру новейшие научно-технические достижения, выявлять эстетические возможности новой архитектуры, бороться за индустриализацию строительства, типизацию, заводское изготовление элементов и превращение строительства в монтаж строительных деталей и т. д.

Причем важно отметить, что в функциональном подходе к проблемам формообразования конструктивисты подчеркивали значение социальной функции сооружения. Широко использовалась павильонная композиция — деление сооружения на отдельные, различные по назначению корпуса, соединенные между собой в соответствии с требованиями общего функционального процесса переходами и коридорами. Характерны в этом отношении произведения Весниных: конкурсный проект Библиотеки им. В. И. Ленина (1928—1929), Дом Общества политкаторжан (1930), проекты домов-коммун для Сталинграда и Кузнецка (1929 — 1930), рабочие клубы в Баку (1928—1932), Дворец культуры Пролетарского района в Москве (1931 —1937). В этот же период созданы: универмаг на Красной Пресне (1927), Днепровская гидроэлектростанция (1929—1930), конкурс-тис проекты—театр в Харькове (1930), Дворец Советов (1931 — 1932) и др.

В начале 30-х годов в советской архитектуре происходил процесс творческой перестройки с ориентацией на использование традиций прошлого. В изменившихся творческих условиях Веснины не могли работать с полной отдачей своего таланта. Но и среди проектов, созданных братьями Весниными после 1932 года, есть весьма значительные работы; среди них — конкурсные проекты для Москвы: театр им. Вл. И. Немировича-Данченко (1933), Наркомтяжпром (1934), второй дом Совнаркома в Зарядье (1940).

В 1933 году умер Л. А. Веснин, и в последующем продолжали совместно работать А. А. и В. А. Веснины.

В начале 30-х годов, как и в первые годы Советской власти, в центре творческих поисков советских архитекторов оказались художественные проблемы формообразования. Резкой критике подвергались работы конструктивистов за их отказ от традиционных архитектурных форм и декора.

Творческие дискуссии 1933—1934 годов проходили под знаком поисков новых путей развития советской архитектуры, причем в центре внимания оказалась проблема наследия. Обсуждение творческих проблем продолжалось и в последующие годы. В вопросе об отношении к наследию происходили наиболее острые столкновения между сторонниками различных творческих концепций. Лидеры конструктивизма (Л. Веснин, М. Гинзбург, В. Веснин) активно выступали на совещаниях и дискуссиях и на страницах печати, резко критикуя явно обозначившуюся тогда тенденцию использования форм прошлого. Они не отрицали необходимости изучения архитектурного наследия, но считали, что это надо делать не для того, чтобы использовать формы прошлого в современных сооружениях, а чтобы понять закономерности создания художественного образа.

В 1934 году лидеры конструктивизма выступили с совместной программной статьей «Проблемы современной архитектуры», в которой в развернутой форме изложили свои теоретические взгляды и отношение к происходившей тогда в советской архитектуре творческой перестройке.

С 1933 года А. А. и В. А. Веснины возглавляли одну из созданных тогда проектных мастерских Моссовета (переданную вскоре в систему Наркомтяжпрома, а затем в Наркомат нефтяной промышленности).

В послевоенные годы Веснины постепенно отходят от активной практической и теоретической работы.

Теоретическое наследие Весниных невелико. Леонид Александрович не выступал как теоретик, Александр Александрович и Виктор Александрович, активно участвуя в творческой жизни и теоретических дискуссиях, писали мало и неохотно. Особенно мало выявлено текстов, относящихся к наиболее активному периоду творческой деятельности братьев Весниных — к 1923— 1932 годам.

Источник: Мастера советской архитектуры об архитектуре. Бархин М.Г., Иконников А.В. и др. (ред.). 1975


Публикации:

Ле Корбюзье, братья Веснины и Андрей Буров. Москва, 1928 г.
Ле Корбюзье, братья Веснины и Андрей Буров. Москва, 1928 г.
Братья Веснины. Конкурсный проект здания Дворца Труда в Москве. План. 1922—1923
Братья Веснины. Конкурсный проект здания Дворца Труда в Москве. План. 1922—1923
Братья Веснины. Конкурсный проект здания Дворца Труда в Москве. Перспектива
Братья Веснины. Конкурсный проект здания Дворца Труда в Москве. Перспектива
Братья Веснины. Конкурсный проект здания Дворца Труда в Москве. Перспектива
А. А. и В. А. Веснины. Проект Московского отделения газеты «Ленинградская правда». 1924
А. А. и В. А. Веснины. Проект Московского отделения газеты «Ленинградская правда». 1924. Перспектива, планы, фасады
Братья Веснины. Конкурсный проект здания акционерного общества «Аркос». Москва. 1924. Перспектива
Братья Веснины. Конкурсный проект здания акционерного общества «Аркос». Москва. 1924. Перспектива
Братья Веснины. Универмаг на Красной Пресне в Москве. 1927—1928
Братья Веснины. Универмаг на Красной Пресне в Москве. 1927—1928. Общий вид и план
Братья Веснины. Универмаг на Красной Пресне в Москве. 1927—1928
Братья Веснины. Конкурсный проект Библиотеки им. В. И. Ленина в Москве. 1928. Аксонометрия
Братья Веснины. Конкурсный проект Библиотеки им. В. И. Ленина в Москве. 1928. Аксонометрия
Братья Веснины. Проект «Театра массового музыкального действа» в Харькове. 1930. Перспектива и план
Братья Веснины. Проект «Театра массового музыкального действа» в Харькове. 1930. Перспектива и план
Братья Веснины. Проект «Театра массового музыкального действа» в Харькове. 1930. Перспектива и план
Братья Веснины. Дворец культуры Пролетарского района Москвы (ныне автозавода им. Лихачева). 1931—1937
Братья Веснины. Дворец культуры Пролетарского района Москвы (ныне автозавода им. Лихачева). 1931—1937. Общий вид, интерьер и план
Братья Веснины. Дворец культуры Пролетарского района Москвы (ныне автозавода им. Лихачева). 1931—1937
Братья Веснины. Дворец культуры Пролетарского района Москвы (ныне автозавода им. Лихачева). 1931—1937
поддержать Totalarch

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)