Henry van de Velde. Генри ван де Велде

Henry van de Velde. Генри ван де Велде

Генри ван де Велде (Henry van de Velde, 1863-1957) — выдающийся бельгийский архитектор и дизайнер, пропагандист Арт нуво — как в своих проектах, отличающихся напряжённой энергичностью, так и в общественной деятельности лектора, теоретика и писателя. Один из основателей Немецкого Веркбунда (1907).

Начинавший как живописец-постимпрессионист, он входил в брюссельскую авангардную группу «Группу ХХ», был связан с рабочей партией. Следуя тенденции своего времени, он оставил живопись, чтобы делать «реальные вещи», перейдя к декоративному искусству и архитектуре. С 1893 года занимается прикладным искусством: проектирует мебель, работает в книжной графике. Увлекается созданием целостной среды.

Женившись, он сказал себе, что не позволит жене и семье находиться в аморальном окружении вещей, которые можно купить, и спроектировал всё — от столовых приборов до дверных ручек. Нужно было свести вещи в систему окружения. И он решил построить свой первый дом. Построив для себя особняк «Блуменверф» в Иккле близ Брюсселя, ван де Велде повторил жизнеустроительный эксперимент Морриса. Он спроектировал все составляющие своего дома. Интуитивно он пришел к методу проектирования, ставшему общим принципом для архитектуры авангарда начала ХХ века: «изнутри — наружу», наметив прежде всего связи между площадями определённого назначения и наиболее удобное расположение окон и дверей. Интерьер дома организован вокруг двусветного холла. Если сравнивать ван де Велде с другими архитекторами того времени, можно сказать, что его подход к декорации был функциональным. Он считал, что есть «опасность в поисках красоты ради самой красоты». Декоративные элементы, кроме орнаментальных решёток обрамления входа, отсутствуют. Но всё приведено к соответствию с общим сценарием: для полноты единства ван де Велде не только разработал эскизы одежды — для жены и для себя, — но и занимался цветовой композицией сервируемых блюд.

Являясь сторонником идей Морриса, ван де Велде считал, что искусство должно активно преобразовывать жизнь семьи, а через неё и общества в целом. Но эстетизм ван де Велде слишком пронизан декадентством конца века, чтобы внушать доверие как руководящее начало преобразования жизни. Характерна ироничная реакция такого острого наблюдателя, как художник А. де Тулуз-Лотрек, на посещение Блуменверфа: «... общее впечатление от дома восхитительно; ничто не оставлено на волю случая: белая детская радостна, наряды хозяйки и хозяина педантично подобраны к столовой с её цветными стеклами... Но по существу, удачны только ванная, детская и клозет. Когда смотришь на остальное, испытываешь потрясение, как от шатра Менелика из львиных шкур, полного страусовых перьев, обнажённых женщин, красного и золотого, жирафов и слонов!».

После успеха на выставках в Германии ван де Велде получил несколько заказов в Берлине и в 1899 году перенёс туда мастерскую из Брюсселя. В 1902 году саксонский герцог пригласил его в Веймар, где ван де Велде построил здание школы прикладного искусства (1908) и остался ею руководить. Введённые им методы обучения стали после 1919 г. одной из основ созданного Вальтером Гропиусом Баухауза, в состав которого вошла школа.

Манера ван де Велде в германский период развивалась от декоративной экстравагантности к поиску равновесия дионисийского и аполлонического. Он стремился преодолеть капризную декоративность Сецессиона, не переходя к канонизированной упорядоченности классицизма. Сдержанностью отмечены интерьеры Фолькванг-музея в Хагене (1900-1902) с их равновесием нейтральных экспозиционных зон и пластических акцентов. Скупой декор должен был символизировать работу упруго напряжённой конструкции. Но если в оформлении интерьеров музея, так же как в ранних проектах мебели (с 1894) и постройках раннего периода (дом Блуменверф в Брюсселе, 1895) ван де Велде выступал как инициатор стиля «модерн», используя криволинейные формы и декор, то в более поздний период как архитектор и теоретик он стал одним из основоположников и лидеров рационализма, о чём свидетельствуют здания Художественной школы в Веймаре (1904) и театр Веркбунда в Кельне (1914).

С 1926 Ван де Велде руководил Национальной высшей школой декоративных искусств в Брюсселе. В поздних работах (библиотека в Генте, 1935-40; Музей Крёллер-Мюллер в Оттерло, Нидерланды, 1938-54) использовал принципы функционализма.

Основные работы:

1895-1896: "Bloemenwerf", Van de Velde's first private residence, in Ukkel, Belgium
1895: Interior decoration of Samuel Bing's art Gallery "Maison de l'art nouveau" in Paris
1900–1902: Interior of the Folkwang Museum in Hagen, Germany
1902–1903, 1911 (extension): "Villa Esche" in Chemnitz, Germany
1903: Extension and interior decoration of the Nietzsche Archive in Weimar, Germany
1906–1907: Clubhouse of the "Chemnitzer Lawn-Tennis-Club" in Chemnitz (demolished)
1907–1908: "Hohenhof", Mansion for Karl Ernst Osthaus in Hagen, Germany
1907–1908: "Haus Hohe Pappeln", Van de Velde's private residence in Weimar, Germany
1909–1911: "Ernst-Abbe-Denkmal", Memorial for Ernst Abbe in Jena (in collaboration with the sculptors Max Klinger and Constantin Meunier)
1912–1913: Palace for Graf Dürckheim in Weimar, Germany
1913–1914: "Werkbund-Theater", Theatre at the Deutsche Werkbund exhibition in Cologne, Germany
1913–1914: "Villa Schulenburg" in Gera, Germany
1913–1914: Wohnhaus für den Fabrikanten Dr. Theo Koerner in Chemnitz
1927-1928: "La Nouvelle Maison", Van de Velde's private residence in Tervuren, Belgium
1929–1931: Home for the elderly of the 'Minna und James Heinemann-Stiftung' in Hannover, Germany
1933-1938: Library of Ghent University with "Boekentoren" in Ghent, Belgium
1936-1942: "Technische School", School building in Leuven, Belgium
1937: Belgian Pavilion on the Paris World Fair of 1937

Генри ван де Велде. Henry van de Velde: "Bloemenwerf", Ukkel, Belgium, 1895-1896 Генри ван де Велде. Henry van de Velde: "Villa Esche" in Chemnitz, Germany, 1902–1903
"Bloemenwerf", Ukkel, Belgium, 1895-1896 "Villa Esche" in Chemnitz, Germany, 1902–1903
Генри ван де Велде. Henry van de Velde: "Nietzsche Archive", Weimar, Germany, 1903 (реконструкция, интерьер)  Генри ван де Велде. Henry van de Velde: Здание художественной школы в Веймаре (с 1919 по 1925 гг. - здание Баухауса). Art faculty of the Bauhaus-University, Weimar, Germany, 1904–1908
"Nietzsche Archive", Weimar, Germany, 1903 (реконструкция, интерьер) Здание художественной школы в Веймаре (с 1919 по 1925 гг. - здание Баухауса). Art faculty of the Bauhaus-University, Weimar, Germany, 1904–1908
Генри ван де Велде. Henry van de Velde: "Hohenhof", Hagen, Germany, 1907–1908 Генри ван де Велде. Henry van de Velde: "Haus Hohe Pappeln", Weimar, Germany, 1907–1908
"Hohenhof", Hagen, Germany, 1907–1908 "Haus Hohe Pappeln", Weimar, Germany, 1907–1908
Генри ван де Велде. Henry van de Velde: "Villa Schulenburg", Gera, Germany, 1913–1914 Генри ван де Велде. Henry van de Velde: Clubhouse of the "Chemnitzer Lawn-Tennis-Club, Chemnitz, Germany, 1906-1908 (снесен)
"Villa Schulenburg", Gera, Germany, 1913–1914 Clubhouse of the "Chemnitzer Lawn-Tennis-Club, Chemnitz, Germany, 1906-1908 (снесен)
Генри ван де Велде. Henry van de Velde: "Werkbund-Theater", Theatre at the Deutsche Werkbund exhibition in Cologne, Germany, 1913–1914 Генри ван де Велде. Henry van de Velde: Library of Ghent University with "Boekentoren" in Ghent, Belgium, 1933-1938
"Werkbund-Theater", Theatre at the Deutsche Werkbund exhibition in Cologne, Germany, 1913–1914 Library of Ghent University with "Boekentoren" in Ghent, Belgium, 1933-1938
Генри ван де Велде. Henry van de Velde: Interior for Leon Biart, Brussels Генри ван де Велде. Henry van de Velde: Study at the Secession Exhibition, Munich (1899)
Interior for Leon Biart, Brussels Study at the Secession Exhibition, Munich, 1899
Генри ван де Велде. Henry van de Velde. Curt Herrmann Генри ван де Велде. Henry van de Velde. Nostitz Генри ван де Велде. Henry van de Velde. Villa Esche
Генри ван де Велде. Henry van de Velde. Direktor Stern Генри ван де Велде. Henry van de Velde. Bloemenwerf Генри ван де Велде. Henry van de Velde. Graf Kessler
Генри ван де Велде. Henry van de Velde. Reclining chair Генри ван де Велде. Henry van de Velde. Gut Lauterbach Генри ван де Велде. Henry van de Velde

 

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)