Гропиус Вальтер. Walter Gropius

Walter Gropius. Вальтер Гропиус
Bauhaus
Bauhaus
Вальтер Гропиус и Ле Корбюзье
Walter Gropius. Вальтер Гропиус

Архитектор Вальтер Гропиус (Walter Gropius). Основоположник функционализма в архитектуре. Основатель «Баухаус» (Bauhaus). Основатель группы «The Architects Collaborative, Inc.» (TAC). Преподаватель и заведующий кафедры архитектуры в «Graduate School of Design» Гарвардского университета. Автор книг:  Баухауз 1919-1928 (1938); Тотальная архитектура (1955);  Аполлон в мире демократии (1967). Вице-президент Международного конгресса современной архитектуры (CIAM). 

Вальтер Адольф Георг Гропиус (нем. Walter Adolph Georg Gropius, 18 мая 1883, Берлин — 5 июля 1969, Бостон). В роду Гропиусов в 18 и 19 веках многие были архитекторами, художниками и педагогами. Прадед Вальтера – Мартин Гропиус, известный архитектор эпохи классицизма. Был архитектором и его отец – то же Вальтер, который в свое время был тайным советником по вопросам строительства в Германской империи.

 

В архитектурном бюро Петера Беренса

После окончания гимназии Гропиус-сын решил продолжить семейное дело. В первые годы 20 века он учился в Высшей технической школе Мюнхена, а позже – в Берлине. Учеба прерывалась образовательными поездками по Испании, Италии, Франции, Англии и Дании.

После завершения учебы Гропиуса приняли на работу в архитектурное бюро Петера Беренса. Вокруг этого мастера в те годы группировались начинающие талантливые архитекторы, носители прославленных впоследствии имен: достаточно назвать Ле Корбюзье (Le Corbusier) и Мис ван дер Роэ (Mies Van Der Rohe).

Годы работы подмастерьем у Петера Беренса оказались исключительно важными для становления творческой личности Вальтера Гропиуса.

Здесь же, в бюро Петера Беренса, Гропиус впервые познакомился с зарождавшимся в то время промышленным дизайном. Многие специалисты считают Беренса первым архитектором, сосредоточившимся на оформлении промышленных товаров серийного выпуска.

Став одним из ближайших помощников Беренса, Гропиус тоже занялся промышленным дизайном. Он вошел в общество «Веркбунд» (Deutsches Werkbund), объединявшее архитекторов, ремесленников, мастеров прикладного искусства и промышленников. Целью «Веркбунда» было добиться более высокого качества и более эстетичного вида серийных промышленных товаров.

По мнению участников «Веркбунда» современное им искусство отставало от науки и промышленности. Индивидуализм в творчестве, считали веркбундовцы, приводит к ограничению сферы деятельности и кругозора. Промышленность же, являясь объектом коллективной деятельности, позволяет накапливать значительный и разнообразный опыт.

 

Новый язык архитектурных форм

Три года проработав в ателье Петера Беренса, в 1910 году Гропиус открыл собственное архитектурное бюро. Первым крупным заказом, полученным им, стал проект здания обувной фабрики «Фагус» -  «Fagus-Werke» в Альфельд-на-Лайне, который он выполнил вместе с Адольфом Майером. Это фабричное здание может считаться отправной точкой в его дальнейшей деятельности по развитию архитектуры из стекла и стали, позже названной «архитектурой модерна», а в 1920-е гг. объединявшейся под общими понятиями «Новое строительство» (Neues Bauen) и «Новая вещественность» (Neue Sachlichkeit).В начале ХХ века в архитектуре только начали применять железо, бетон и стекло. Эти новые материалы сильно расширили технические возможности строительства.

Гропиус полностью отказался от классической торжественности своего учителя и ясно продемонстрировал новые цели, стоящие перед архитектурой. В этом здании Гропиус использовал достижения прошедших пятнадцати лет. Проявилась тенденция к ликвидации разрыва между мышлением и восприятием, который был органической болезнью европейской архитектуры. Американский историк архитектуры Генри-Рассел Хичкок вряд ли ошибся, когда назвал это здание «наиболее прогрессивным произведением архитектуры, созданным до войны». Исчез намек на театральность, характерный для работ Беренса. Новые возможности стали, стекла и бетона, более четкая трактовка стены, организованное освещение интерьера — все это приведено в продуманное до конца равновесие. Здесь впервые была воплощена мысль об архитектуре, вырастающей на основе целесообразной организации функциональных процессов и ясно выявленных особенностей конструктивной структуры сооружения из железобетона, стали и стекла. Впервые получила свою специфическую форму наружная стена, подвешенная к внутреннему каркасу и превращенная в легкое ограждение. Углы, не имеющие опор, прорезанные непрерывными лентами окон, выявляют ее конструктивный характер. Особенностью этого строения являются круглые застеклённые башни лестниц, которые позднее стали популярным художественным элементом 1920-х гг. у Эриха Мендельсона в его универсальных магазинах.

Гропиус продолжал развивать новый стиль и в своих последующих проектах. Он считал, что внешний вид здания должен зависеть от его функционального назначения.

Долгие годы Гропиуса связывали дружеские отношения с Феликсом Ауэрбахом, профессором физики в Йенском университете, где он спроектировал и построил для семьи Ауэрбах жилой дом.

 

Время осмысления пройденного пути

Год спустя Гропиус женился на Альме Малер. Вдова крупнейшего композитора предвоенной эпохи Густава Малера, Альма была одной из первых дам венского света и, без сомнения, весьма одаренной натурой.

Первая мировая война прервала развитие нового архитектурного стиля. Вальтер Гропиус был призван на военную службу и отправлен на западный фронт. После тяжелого ранения он много месяцев провел в госпитале. Этот период стал для него временем осмысления пройденного пути.

 

Создание «Баухауса»

После окончания войны Гропиус получил приглашение возглавить Высшие школы изобразительного и прикладного искусства в Веймаре. В 1919 году он слил воедино два учебных заведения, и новое учреждение получило название «Государственный Баухаус»( Государственный дом строительства).

Программа «Баухауса» (Bauhaus) во многом совпадала с идеями «Веркбунда» (Deutsches Werkbund), и предшествовавшего ему движения «Искусства и ремесла» (Arts and Crafts).

Гропиус утверждал, что не машина виновата в том, что труд удешевляется, а товары теряют в качестве, - виноваты люди, не умеющие использовать машины во благо. В трактовке Гропиуса станки – не враг, а наиболее совершенный инструмент в руках мастера.

Гропиус собрал в «Баухаусе» яркий преподавательский состав из единомышленников, разделявших его идею единства искусства, ремесла и техники. Здесь работали такие знаменитые авангардисты, как Пауль Клее и Василий Кандинский. Одним из первых учеников Bauhaus, а затем шеф-архитектором и помощником  Гропиуса становится Эрнст Нойферт (Ernst Neufert) – создатель знаменитого архитектурно-строительного справочника «Строительное проектирование» - Bauentwurfslehre. Гропиус осуществлял общее наблюдение за занятиями, но при этом оставлял преподавателям значительную свободу действий.

 

Веймар – Дессау – Берлин

После конфликта с консервативными властями города Веймара в 1925 году Гропиус перевел свою школу в Дессау. Построенное по его проекту здание «Баухауса» в Дессау (Bauhaus, Dessau) считается манифестом функциональной архитектуры. Здание асимметрично, разные его части выполнены из разных материалов, что соответствует назначению тех или иных помещений. Декор практически отсутствует, обнажена конструктивная основа сооружения.

Смелое асимметричное построение масс отражало организацию функциональных процессов. В контрастах горизонталей и вертикалей ощутимо влияние экспериментов советского архитектора и художника Эль Лисицкого (см.«проуны Эль Лисицкого»). Здание Баухауса в Дессау было вершиной творческого пути Гропиуса. Постройка отразила и ограниченность функционализма — ее материальная структура создавала пространства, точно соответствовавшие определенной системе функциональных процессов. Рационализм Гропиуса здесь был «одномоментен», он исключал учет возможностей развития, взгляд в будущее.

Эту ограниченность Гропиус пытался преодолеть, проектируя вместе с берлинским режиссером Эрвином Пискатором здание «Тотального театра» (1927) (Общая тенденция. В СССР это называлось «Синтетическим театром»). Оно должно было подходить для любого типа театрального представления, для любой формы отношений между зрелищем и зрителями. Такой театр не был построен, но идея оставила глубокий след в развитии принципов рационалистической архитектуры.

 

Закрытие «Баухауса»

В конце 20-х – начале 30-х годов Гропиус работал в собственном бюро. Он являлся одним из самых авторитетных архитекторов Германии. По его проектам строились жилые и промышленные здания и комплексы по всей стране: например, в Берлине, Кельне, Гамбурге, Дрездене. Он создал проекты театра в Йене, жилого квартала в Буэнос-Айресе. Кстати, Гропиус участвовал и в архитектурных конкурсах, проводившихся в Советском Союзе. Ему принадлежат проекты театра в Харькове и Дворца Советов в Москве (который должен был быть построен на месте взорванного и в наши дни вновь возведенного храма Христа Спасителя).

В 1928 году Гропиус оставил Баухаус и переехал в Берлин с тем, чтобы всецело посвятить себя работе в области массового жилищного строительства. Он пытался осуществить свою мечту об архитектуре, способной улучшить условия жизни народа, построить дома, которые при минимальной стоимости позволяют рационально организовать быт и обеспечить необходимый человеку уровень комфорта и гигиенических условий. Чтобы все квартиры получили максимум солнечного света и воздуха и вместе с тем, чтобы выразить идею равноценности жилищ. Гропиус разработал приём «строчной застройки», при которой стандартные корпуса домов располагаются параллельными рядами (за что ему огромная благодарность от жителей советских «хрущёб»). В 1927—1928 годах Гропиус применил этот прием в поселке Даммершток близ Карлсруэ, а в 1929 году — в большом жилом комплексе Сименсштадт на окраине Берлина. В Сименсштадте Гропиус и возглавлявшийся им коллектив архитекторов создали прообразы небольших экономичных квартир, во многом определившие основные направления массового жилищного строительства в последующие десятилетия.

С приходом к власти национал-социалистов усилилось давление на архитектора со стороны его противников. Помимо собственно государственной власти, против идей «Баухауса» выступали представители официального искусства, консервативные промышленники, обладатели крупных капиталов. Это был давний и принципиальный конфликт, из-за которого школе и ранее приходилось переезжать из города в город.

В апреле 1933 года «Баухаус» был официально закрыт, а его здание передано партийной молодежной организации.

 

В эмиграции

«Баухаус» был назван «церковью марксизма», а его участники – группой «еврейско-большевистских» архитекторов. Что было не совсем безосновательно. Действительно, архитектурное влияние СССР в стиле конструктивизма, функционализма и рационализма имело в 1920-30-х годах огромный вес. СССР многими европейскими интеллектуалами воспринимался как совершенно новая формация, очистившаяся от груза «старых представлений». Советские архитекторы и теоретики архитектуры, такие как Константин Мельников и Эль Лисицкий постоянно участвовали в архитектурной жизни Европы. Опасаясь за свою жизнь, Вальтер Гропиус эмигрировал в Англию.

Три года Гропиус прожил в Лондоне. Он продолжал свою работу как архитектор, сотрудничая с Максвеллом Фраем (Fry, E. Maxwell). Кроме того он занимался научной деятельностью. В Лондоне была написана книга «Новая архитектура и «Баухаус». В 1937 году Гропиус принимает приглашение из США, где работает профессором архитектуры в «Graduate School of Design» Гарвардского университета.

Америка с распростертыми объятиями приняла отвергнутых нацистами архитекторов и художников. Участники «Баухауса» возглавили отделения архитектуры в лучших американских университетах. Архитекторы Марсель Брёйер и Мис ван дер Роэ, художники Клее, Файнингер, Кандинский, Шлеммер, Мухе, скульптор Герхард Маркс продолжали работать, некоторые занимались преподавательской деятельностью.

В Америке Гропиус получил возможность осуществить свои идеи. Он проектировал многочисленные небоскребы, фабричные здания, рабочие поселки, университеты, школы, театры и многое другое. Вокруг коллег Гропиуса по немецкому «Баухаусу» также образовывались группы архитекторов; создавались, так сказать, «филиалы Баухауса». Например, Ласло Мохой-Надь создал в Чикаго «Новый Баухаус».

Одновременно с началом педагогической деятельности в Америке Гропиус начал строительство собственного дома в Линкольне, штат Массачусетс. Не проходило и дня, чтобы кто-нибудь не приезжал посмотреть на «современный дом» Гропиуса. На сотни километров кругом не было ничего похожего. И все же этот дом с его плоской крышей, верандой американского типа, которая выступала в пространство, оригинальной обшивкой — доски были расположены вертикально, а не, как обычно, горизонтально — и большими окнами по существу был сродни местным традициям.

Вслед за этим домом Гропиус совместно с Марселем Брейером построил ряд загородных домов. Среди них выделяется небольшой дом в Вайланде, построенный в 1940 году, который как бы сросся с окружающей его лесистой местностью. Он построил также большие, менее привлекательные дома, отвечающие коммерческим интересам их владельцев.

Эмигрировавшие в США европейские архитекторы столкнулись с тем, что важные задания поручались обычно крупным фирмам, штат которых состоял из сотен людей, а небольшие архитектурные мастерские, к которым они привыкли на родине, вели тяжелую борьбу за существование.

В 1946 г. Гропиус основывает группу «The Architects Collaborative, Inc.» (TAC) — бригаду из восьми молодых архитекторов. Результат работы этой группы — Образовательный центр Гарвардского университета в Кембридже (Graduate Center der Harvard University in Cambridge) (1949/50 гг.); среди гарвардских учеников Гропиуса — плодовитый Йео Минь Пей. Работа группы ТАС была весьма плодотворной и распространялась далеко за пределы США. В творческом активе группы – американское посольство в Афинах, Багдадский университет, жилой городок Буков-Рудов под Берлином и ряд других крупных проектов.

Образовательный центр Гарвардского университета в Кембридже  —  Метод коллективного творчества всегда был близок Гропиусу. Фонды, за счет которых финансировалось строительство, были довольно ограниченными по сравнению с теми, что выделялись для строительства прежних студенческих общежитии. Причиной исчезновения «роскошного типа» зданий были не только экономические трудности, но и развивающийся новый подход к жизни. У послевоенного поколения молодежи появилось стремление к большей простоте быта и к углублению духовной культуры. Семь общежитии и входящее в комплекс здание для клуба, столовой, библиотеки, спроектированные архитекторами во главе с Гропиусом, явились достойным выражением нового направления. Отдельные здания соединены крытыми переходами. Большие озелененные площадки расположены на разных уровнях. Взаимосочетание простых малоэтажных объемов, размещенных среди природы, буквально совершило переворот в американской практике строительства университетских зданий. Двухэтажное здание со стальным каркасом, облицованное известняком, с большими стеклянными поверхностями, строилось как общественный центр аспирантов Гарварда. Его тщательно продуманная организация определяет архитектурное звучание всего комплекса. Гропиус настоял на том, чтобы в здании общественного центра было представлено современное искусство. Это была нелегкая задача не столько из финансовых, сколько из эмоциональных соображений.

Особенно ярко творческая индивидуальность Гропиуса проявилась при проектировании здания Американского посольства в Афинах. Здесь нашло отражение все то, что было достигнуто Гропиусом за пятьдесят лет творческой работы. По периметру здания посольства расположены ряды колонн, облицованных мрамором. Выступающий вперед, как бы парящий карниз дает тень, а расположенный позади него широкий зазор служит для вентиляции. Центральная часть главного здания посольства несколько заглублена, и стены его застеклены внутри и снаружи. Здание посольства, которое по своей специфике связано с определенной секретностью, имеет привлекательный вид. Пройдя через открытое пространство под зданием, опирающимся на колонны, посетитель попадает во внутренний двор-патио, окруженный такими же колоннами, как и по наружному периметру, что, несомненно, свидетельствует о влиянии античной архитектуры.

В последние годы жизни Гропиус возвращается в Берлин, где проектирует девятиэтажный жилой квартал в районе Ганзы в 1957 г. в рамках строительной выставки «Интербау» (Interbau). Вогнутый южный фасад и открытый первый этаж считается типичным примером так называемого позднего модерна. В 1963 г. Гропиус удостаивается звания почётного доктора Свободного университета Берлина.

 

Продолжение принципов Гропиуса

Трудно переоценить влияние, которое оказали на американскую и мировую архитектуру идеи «Баухауса». Продолжение принципов Гропиуса и созданного им художественного объединения очевидно в функциональной архитектуре современных офисов, фабрик и тому подобных зданий. Идея сочетания в одном лице художника, ремесленника и технолога оказала глубокое воздействие на прикладное и изобразительное искусство: от книжной иллюстрации и рекламы до мебели и кухонной утвари.

Гропиус воспитал целое поколение американских архитекторов. Успех Гропиуса как педагога и организатора обусловлен его способностью видеть стоявшие перед ним проблемы всесторонне, а также — отсутствием косности. Гропиус всегда был готов советоваться и учиться у других, когда чувствовал, что ему могут сообщить что-либо ценное. Он уделял много времени своим коллегам. Его готовность понять мнение давала возможность его студентам свободно проявлять творческие способности и привлекала к нему людей.

Осенью 1947 года, выступая на VI конгрессе СІАМ в Англии, Гропиус суммировал свой опыт в области архитектуры. Это были расширенные выводы из концепций его молодых лет.  Они относились не только к подготовке архитектора, но и к реформе методов обучения в целом:  «В архитектурном образовании обучение методу важнее, нежели чисто профессиональные навыки. Объединение в единое целое знаний и опыт имеет важнейшее значение с самого начала обучения, и лишь тогда мы сможем воспитать в студентах комплексное понимание своей специальности. Такой педагогический подход вызывает в студентах творческий импульс к соединению в одной задаче архитектурного замысла проекта, конструкции и экономики с учетом предполагаемых социальных результатов».

Вальтер Гропиус имел счастье при жизни увидеть воплощение и развитие своих идей. Один из районов Берлина, выстроенный в 60-х годах по его проекту, получил название Гропиусштадт. Архитектор стал лауреатом многочисленных премий, получил звание почетного доктора несметного числа университетов.

Тот факт, что многие произведения Гропиуса, даже созданные им в молодые годы, не потеряли своей первоначальной свежести, служит доказательством его творческой силы. Это относится не только к работам в области архитектуры. Еще в 1913 году Гропиус разработал проект тепловоза, который с точки зрения промышленной эстетики был поразительно передовым. Двадцать лет спустя в этом проекте узнали современную «обтекаемую форму». Его памятник павшим революционерам в Йене тоже остался вполне современным и нисколько не устарел. «Цель архитектуры, — писал Гропиус, — всегда остается одна — создавать пространство и тела, В этом никакая техника и никакая теория не может ничего изменить. Объемное тело можно составить из любых материалов, а художественный гений находит средства и пути, чтобы с помощью таких материалов, как стекло и металл, устроить закрытые пространства и непроницаемую телесность. Нельзя не заметить, что этого Рода стремление к формотворчеству в наши дни началось с первоначальной свежестью, началось как раз при развитии индустриальных форм...»

 

Walter Gropius. Вальтер Гропиус: Fagus Factory (Завод «Фагус»), Alfeld an der Leine, Germany. 1910–1911 Walter Gropius. Вальтер Гропиус: Bauhaus School and Faculty, Dessau, Germany. 1925–1932 Walter Gropius. Вальтер Гропиус: Meisterhäuser (Wohnhäuser der Bauhaus-Lehrer), Bauhaus Dessau, 1925—1926
Fagus Factory (Завод «Фагус»), Alfeld an der Leine, Germany. 1910–1911 Bauhaus School and Faculty, Dessau, Germany. 1925–1932 Meisterhäuser (Wohnhäuser der Bauhaus-Lehrer), Bauhaus Dessau, 1925—1926
Walter Gropius. Вальтер Гропиус: Поселок Даммершток (Siedlung Dammerstock, Karlsruhe, Germany 1928—1929) Walter Gropius. Вальтер Гропиус: Gropius House, Lincoln, Massachusetts, USA. 1937 Walter Gropius. Вальтер Гропиус: Образовательный центр Гарвардского университета в Кембридже. Harvard Graduate Center, Cambridge, Massachusetts, USA. 1949–1950
Поселок Даммершток (Siedlung Dammerstock, Karlsruhe, Germany 1928—1929) Gropius House, Lincoln, Massachusetts, USA. 1937 Образовательный центр Гарвардского университета в Кембридже. Harvard Graduate Center, Cambridge, Massachusetts, USA. 1949–1950
Walter Gropius. Вальтер Гропиус: Жилой дом в районе Ганза, Берлин, проект в рамках строительной выставки «Интербау» (Interbau Apartment blocks, Hansaviertel, Berlin, Germany). 1957 Walter Gropius. Вальтер Гропиус: Temple Oheb Shalom (Baltimore, Maryland, USA). 1960 Walter Gropius. Вальтер Гропиус: Village College, Impington, Cambridge, England. 1936
Жилой дом в районе Ганза, Берлин, проект в рамках строительной выставки «Интербау» (Interbau Apartment blocks, Hansaviertel, Berlin, Germany). 1957 Temple Oheb Shalom (Baltimore, Maryland, USA). 1960 Village College, Impington, Cambridge, England. 1936
 
 

Основные работы:

 
1910–1911 the Fagus Factory (Завод «Фагус»), Alfeld an der Leine, Germany
1914 Office and Factory Buildings at the Werkbund Exhibition, 1914, Cologne, Germany
1921 Sommerfeld House, Berlin, Germany designed for Adolf Sommerfeld
1922 competition entry for the Chicago Tribune Tower competition
1925–1932 Bauhaus School and Faculty, Housin, Dessau, Germany
1936 Village College, Impington, Cambridge, England
1936 66 Old Church Street, Chelsea, London, England
1937 The Gropius House, Lincoln, Massachusetts, USA
1942–1944 Aluminum City Terrace housing project, New Kensington, Pennsylvania, USA
1949–1950 Harvard Graduate Center, Cambridge, Massachusetts, USA (The Architects' Collaborative)
1945–1959 Michael Reese Hospital, Chicago, Illinois, USA - Master planned 37-acre (150,000 m2) site and led the design for at least 8 of the approx. 28 buildings.
1957–1960 University of Baghdad, Baghdad, Iraq
1963–1966 John F. Kennedy Federal Office Building, Boston, Massachusetts, USA
1948 Peter Thacher Junior High School
1957-1959 Dr. and Mrs. Carl Murchison House, Provincetown, Massachusetts, USA (The Architects' Collaborative)
1958–1963 Pan Am Building (now the Metlife Building), New York, with Pietro Belluschi and project architects Emery Roth & Sons
1957 Interbau Apartment blocks, Hansaviertel, Berlin, Germany, with The Architects' Collaborative and Wils Ebert
1960 Temple Oheb Shalom (Baltimore, Maryland)
1960 the Gropiusstadt building complex, Berlin, Germany
1961 The award-winning Wayland High School, Wayland, Massachusetts, USA (demolished 2012)
1959–1961 Embassy of the United States, Athens, Greece (The Architects' Collaborative and consulting architect Pericles A. Sakellarios)
1968 Glass Cathedral, Thomas Glassworks, Amberg
1967– 69 Tower East Shaker Heights, Ohio
 
 

Основные даты жизни и творчества В. Гропиуса

 
1883 (18 мая) Родился в Берлине.
 
1903—1904
Изучает архитектуру в Шарлоттенбурге (Берлин).
 
1904—1907
Изучает архитектуру в Мюнхене.
 
1904—1905
Проходит военную службу в 15-м гусарском полку в Гамбурге.
 
1906—1907
Работает над первыми собственными проектами жилых и сельскохозяйственных строений в Померании.
 
1907—1908
Совершает путешествие по Испании.
 
1908—1910
Работает ассистентом в архитектурной мастерской П. Беренса в Нейбабельсберге (Берлин). Совершает поездку по городам Англии и Австрии.
 
1910—1911
Строит архитектурный комплекс завода по производству металлических изделий для обувной промышленности «Фагусверк» в Альфельде-на-Лейпе (в соавторстве с А. Мейером).
 
1911
Совершает большую поездку по странам Европы (посещает Италию, Францию, Англию, Данию). Вступает в Немецкий Веркбунд и Берлинский союз архитекторов.
 
1912
Вступает в Германский союз архитекторов.
 
1913
Оформляет павильон Немецкого Веркбунда на всемирной выставке в Генте (Бельгия) и получает за него золотую медаль выставки. Проектирует выставочное помещение Объединенных мастерских по изобразительному и прикладному искусству (Берлин). Проектирует оформление спальных железнодорожных вагонов нового типа, выпускаемых на заводах Кенигсберга, и легковых автомобилей для автомобильной фирмы в Кёльне. Проектирует ряд жилых и фабричных зданий в Виттенберге, Франкфурте-на-Майне, Позене, Вене, Берлине, в Померании (все в соавторстве с А. Мейером).
 
1914
Строит административно-фабричный корпус и зал для машин в качестве экспонатов выставки Немецкого Веркбунда в Кёльне (в соавторстве с А. Мейером). Строит фабричные, торговые и общественные сооружения в Померании. Получает приглашение со стороны Г. ван де Вельде занять его место руководителя Саксонско-Веймарской школы прикладного искусства.
 
1914—1918
Участвует в военных действиях на Западном фронте и получает ряд высших офицерских наград.
 
1916
По запросу Генерального штаба в Веймаре посылает с театра военных действий «Предложения по созданию учебного заведения в качестве консультационной организации по художественным вопросам для промышленного, ремесленного и кустарного производств», в котором обосновывает необходимость реорганизовать художественные школы в Веймаре (проект был отклонен).
 
1918
Избран одним из руководителей Рабочего совета по искусству (Берлин). Назначается директором Саксонско-Веймарской школы прикладного искусства и Школы изящных искусств в Веймаре, которые преобразует в Государственный Баухауз.
 
1919
Официальное открытие Баухауза. Проектирует и строит совместно с учениками Баухауза дом Баумфельда  в Берлине (проект в соавторстве с А. Мейером).
 
1921
Проектирует памятник жертвам Мартовского восстания в Веймаре. Выполняет конкурсный проект здания обувной фабрики в Эрфурте и получает вторую премию (в соавторстве с А. Мейером).
 
1923—1924
Строит здание муниципального театра в Иене и ряд жилых домов в Иене, Тюрингии, Берлине, Альфель-де-на-Лейне, создает конкурсный проект здания редакции «Чикаго трибюн» (в соавторстве с А. Мейером). Делает модели стандартных домов-серий. Проектирует мебель, светильники.
 
1924—1925
Строит новые корпуса завода «Фагусверк» и магазины в Альфельде-на-Лейне (в соавторстве с А. Мейером).
 
1925
Основывает учебное заведение Баухауз-Дессау. Получает звание профессора от имени правительства земли Анхальт.
 
1925—1926
Строит совместно с учениками Баухауза здание Баухауза в Дессау (проект в соавторстве с А. Мейером).
 
1926
Оформляет выставку Немецкого Веркбунда в Стокгольме.
 
1926—1928
Строит  жилой поселок  Тертен в Дессау.
 
1927
Проектирует здание «Тотального театра» для Берлина в соответствии с идеями Э. Пискатора.
 
1928
Принимает участие в строительстве выставочного жилого поселка Вайсенхоф в Штутгарте. Покидает Баухауз. Совершает поездку в США. Начинает заниматься частной архитектурной практикой в своей мастерской в Берлине. Изучает проблемы современного градостроительства.
 
1929
Получает звание «доктор гонорис кауза» Технологического института в Ганновере. Приглашен в совет экспертов Государственного исследовательского института по экономическим вопросам строительства.
 
1929—1957
Вице-президент Международного конгресса современной архитектуры (CIAM). * Начиная с 1928 г. В. Гропиус постоянно получает почетные степени и звания от самых различных институтов и творческих союзов разных стран. В настоящем указателе они не перечисляются.
 
1929—1930
Проектирует рядовую застройку жилыми домами в районе Сименсштадт под Берлином. Оформляет павильон Немецкого Веркбунда в Париже. Проектирует оформление легкового автомобиля «Адлер».
 
1930
Выполняет конкурсные проекты зданий театра для Харькова и Дворца Советов для Москвы.
 
1932
Проектирует рядовую жилую застройку в Карлсруэ.
 
1934
Разрабатывает применение неметаллических материалов в строительстве (в соавторстве с И. Шмидтом). Эмигрирует из Германии в Англию.
 
1934—1937
Занимается частной архитектурной практикой в Лондоне (в соавторстве с М. Фрайем).
 
1937
Переезжает на постоянное жительство в США (Саут-Линкольн, штат Массачусетс). Занимает пост профессора архитектуры в Высшей школе проектирования при Гарвардском университете (Кэмбридж, штат Массачусетс). Строит жилые здания в Кэмбридже (в соавторстве с М. Брейером).
 
1938—1952
Вице-президент Американского института архитекторов. Руководитель архитектурного отделения в Высшей школе проектирования при Гарвардском университете.
 
1939
Оформляет Пенсильванский павильон на Всемирной выставке в Нью-Йорке (в соавторстве с М. Брейером).
 
1941
Проектирует рядовую жилую застройку в Нью-Кенсингтон под Питтсбургом (в соавторстве с М. Брейером).
 
1942
Получает степень мастера искусств от Гарвардского университета. Проектирует ряд зданий для Линкольна (штат Массачусетс) (в соавторстве с К. Ваксманом).
 
1942—1952
Вице-президент Дженерал панель корпорейшн (Нью-Йорк).
 
1943—1945
Проектирует экспериментальные стандартные жилые дома для Лонг-Айленда (штат Калифорния) (в соавторстве с К. Ваксманом).
 
1946
Основывает Ассоциацию архитекторов (ТАС) в Кэмбридже (штат Массачусетс).
 
1947—1950
Строит ряд жилых домов в Кэмбридже и Лексингтоне (штат Массачусетс).
 
1948—1953
Руководитель комитета по образованию в CIAM.
 
1949—1950
Проектирует корпус для аспирантов в Гарвардском университете (в соавторстве с Брауном, Лайфордом и Фробесом).
 
1950
Выполняет ряд проектов мебели для австрийской фирмы «Тонет».
 
1953
Проектирует здания «Бостон-центр» в Бостоне и офиса МакКормик в Чикаго.
 
1954
Три месяца живет в Японии. Совершает кругосветное путешествие.
 
1954—1959
Проектирует ряд зданий начальных школ для штата Массачусетс.
 
1955
Присутствует на открытии Высшей школы по формообразованию в Ульме (ФРГ).
 
1957
Проектирует здание для выставки «Интербау» в Зап. Берлине (совместно с «ТАС» и В. Эбертом).
 
1959
Получает золотую медаль Американского института архитекторов.
Основывает филиалы архитектурных бюро Ассоциации архитекторов (ТАС) в Нью-Йорке и Риме.
 
1961
Проектирует здание Монико на пл. Пикадилли в Лондоне
 
1962
Строит здание посольства США в Афинах.
 
1962—1968
 
Проектирует и строит университет в Багдаде (совместно с «ТАС» и Р. МакМилланом), ряд жилых зданий, магазинов и общественных сооружений в разных городах мира.
 
1969 (5 июля)
Умер в Бостоне в возрасте 76 лет.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер