Рационализм

Peter Behrens. Петер Беренс

Peter Behrens. Петер Беренс

Петер Беренс (Peter Behrens, 14 апреля 1868 – 27 февраля 1940) – немецкий архитектор, один из основоположников рационализма и пионер промышленного дизайна, представитель Дюссельдорфской художественной школы, критик и теоретик архитектуры. В творчестве Беренса, которое было наиболее заметным явлением в архитектуре Германии начала XX века, сложно сплетались прогрессивные и реакционные тенденции его времени. Чопорность великопрусского шовинизма сочеталась с преклонением перед человеческим трудом, косная традиционность – с трезвым рационализмом и смелостью конструктивных решений. В личности Беренса суммированы многие противоречия его времени.

Лисицкий Эль (Лазарь) Маркович

Лисицкий Эль (Лазарь) Маркович

Лазарь Маркович Лисицкий (Эль Лисицкий, 1890-1941) – советский художник, архитектор, дизайнер. Эль Лисицкий один из выдающихся представителей русского и еврейского авангарда. Совместно с Казимиром Малевичем разрабатывал основы супрематизма. Будучи архитектором по образованию, Лисицкий одним из первых понял значение художественных поисков «левой» живописи для развития современной архитектуры. Работая на стыке архитектуры и изобразительного искусства, он много сделал для того, чтобы перенести в новую архитектуру те формально-эстетические находки, которые помогали формированию современной художественной культуры.

Мунц Оскар Рудольфович

Мунц Оскар Рудольфович

Оскар Рудольфович Мунц (1871-1942) – русский и советский архитектор. Проповедь верности материалу и тезис о нераздельности интуиции и расчета как основы архитектурного творчества, настойчивое исследование природы прекрасного и повышенный интерес к ритму, равно как и непреодоленность привычного деления архитектуры на монументальную, гражданскую и инженерную характеризуют архитектурную концепцию Мунца. Обладавший острым аналитическим умом и склонностью к теоретическому мышлению, Мунц неоднократно выступал в качестве архитектурного критика, теоретика и историка архитектуры. Литературная и редакторская деятельность Мунца началась в 1914 году в редакции «Архитектурно-художественного еженедельника» (1914-1917) и продолжалась до смерти.

Ладовский Николай Александрович

Ладовский Николай Александрович

Николай Александрович Ладовский (1881-1941) был ведущей фигурой направления архитектурного рационализма. С его именем связана реформа архитектурно-художественного образования в Московском Вхутемасе и разработка градостроительной концепции. Н.А. Ладовский серьезно ставил вопрос о рациональных основах восприятия архитектурно-художественной формы. Он считал необходимым научно исследовать объективные психофизиологические закономерности восприятия человеком архитектурных форм, пространства и цвета.

Кринский Владимир Фёдорович

Кринский Владимир Фёдорович

Владимир Фёдорович Кринский (1890-1971) был одним из видных представителей течения архитектурного рационализма. Глава этого течения Н.А. Ладовский — теоретик, человек с сугубо рациональным складом мышления, и В.Ф. Кринский – архитектор с ярко выраженным эмоциональным талантом, хорошо дополняли друг друга. Более полувека, с 1920 по 1971 год, В.Ф. Кринский преподавал в Московском архитектурном институте (МАИ), преобразованном последовательно из Вхутемаса, Вхутеина и ВАСИ. В 1960-е годы он проделал большую работу по возрождению в МАИ предмета «Пространство», разработав новые методические материалы.

Докучаев Николай Васильевич

Докучаев Николай Васильевич

Докучаев Николай Васильевич (1891-1944) – советский архитектор, один из учредителей и руководителей АСНОВА. Известность принесло ему не столько творчество проектанта, сколько научно-педагогическая и публицистическая деятельность. В отличие от многих своих коллег, у которых перспективы индустриализации строительного дела в конце 20-х годов вызывали серьезные сомнения в судьбе архитектуры как искусства, Н.В. Докучаев ощутил возможности рождения «новых ритмов», «новых форм» на основе «комбинирования одинакового», именно в стандартизации строительства и художественной промышленности.