Интервью Захи Хадид designboom.com. 2007

Заха Хадид. Zaha HadidИнтервью Захи Хадид designboom.com (16.01.2007)
 
Каков лучший момент Вашего дня?
 
Обычно, поздно вечером; если я нахожусь не в Лондоне; тогда, наверное, другое время суток.
 
Какую музыку Вы слушаете?
 
Классику.
 
Какая книга лежит на Вашем ночном столике?
 
В данный момент я ничего не читаю.
 
Вы читаете журналы по архитектуре и дизайну?
 
У нас в офисе много подобных журналов, но обычно мы их не читаем.
 
Откуда Вы узнаете последние новости?
 
Из газет.
 
Что бы Вы не носили из одежды?
 
Старомодную одежду. Также я не люблю мужской стиль, джинсы. Мне нравится Иссеи Мияки и черные платья.
 
У Вас есть домашние питомцы?
 
Нет.
 
В детстве Вы хотели стать архитектором или дизайнером?
 
Да, с тех пор как мне исполнилось 11 лет.
 
Вы бы хотели создать проект специально для кого-то?
 
Было бы очень интересно поработать над повседневными вещами, когда выраженные дизайнером идеи применяются в обществе. С вещами все несколько проще, чем с архитектурой. Мне также интересно комбинировать архитектурные идеи с социальной темой, и я действительно думаю, что можно вкладывать интересные идеи в проекты больниц и жилья.
 
Вы обсуждаете свои работы с другими дизайнерами или архитекторами?
 
В офисе – да. С другими дизайнерами… я не люблю много говорить о себе. Иногда я обсуждаю свои идеи с друзьями.
 
Где Вы обычно работаете над проектами?
 
Где угодно. Я не использую компьютер. Я делаю наброски, очень быстро, более 100 за одну такую беседу.
 
Опишите свой стиль, как бы это сделал Ваш друг.
 
Виртуозность элегантности, личностного расследования и исследования; каждый проект перегружен столькими идеями, что невозможно вычленить какую-то одну, это неопределимо в рамках обычного набора стилей. Как это объяснить? Два года назад я поставила себе задачу выяснить, сколько вариаций решения в рамках ограниченного пространства можно найти, я делала это на примере одной квартиры.
 
После непрерывной многодневной работы стало ясно, что возможно не менее семисот альтернативных вариантов, и это при неизменных параметрах. Такого рода упражнение дает некоторое представление об амплитуде, в рамках которой можно оперировать с организацией пространства, она чрезвычайно широка. А если помножить ее на возможности еще большего пространства, скажем, города…
 
Это можно сравнить с упражнениями пианиста, тренирующегося с неизменной интенсивностью. И количество репетиций безмерно увеличивается – иногда непредсказуемым образом. Некоторые люди действительно живут и работают по такому принципу, в таком режиме и руководствуясь такой логикой. Мы предлагаем множество чертежей в качестве первичного предложения, а потому в итоге у нас огромный репертуар.
 
Какой из проектов принес Вам наибольшее удовлетворение?
 
Проект «Peak», потому что он был очень важен для меня. Вообще таких проектов очень много, постоянно делаются открытия… Я не могу сказать точно, потому что удовлетворение приносят различные проекты. Центр «БМВ» в Лейпциге и научный центр «Phaeno» в Вольфсбурге просто замечательные. Я только вернулась из Рима, где в проекте Центра современных искусств осуществляются мои идеи.
 
Вы можете описать эволюцию Ваших работ?
 
Мои нынешние работы имеют много общего с ранними в схемах, абстракции и фрагментации. Немного изменился сам ход разработки идей. В архитектурных проектах стала быстрее проходить организационная стадия. С годами идеи не столько поменялись, сколько переработались.
 
Вам нравятся открытые пространства?
 
Мне кажется, когда технологии смогут перемещать стены, смогут перемещаться и сами комнаты. Со временем Вы сможете отказаться от выбора конкретного места для своей ванной комнаты. Некоторым людям нравится жить в доме с тремя-четырьмя комнатами, одинакового размера, потому что они просто любят закрытое пространство. Другие же мечтают о домах с открытой планировкой. В семидесятых годах в Нью-Йорке люди предпочитали жить в неразделенном пространстве, теперь же все наоборот.
 
Никто не может создать идеальный открытый дом, ведь различные общества используют разные пути. Это зависит от масштаба дома, освещения, где расположен дом – на берегу или в горах. Думаю, люди должны разрабатывать архитектурные проекты, которые подходят именно им. А подвинуть или переместить можно любой фундамент.
 
Есть ли архитектор или дизайнер, которого Вы выделяете?
 
Да, их много. Эрих Мендельсон, Ван дер Роэ, Ле Корбюзье, конструктивисты...
 
А из современных архитекторов?
 
Многие, но большинство заняты своими методами, у них это становится догмой.
 
Вы работаете в мире мужчин…
 
Как и многие женщины сегодня, я много путешествую и работаю. Работа над архитектурными проектами требует упорства. Но неважно, какой у тебя прогресс в работе, в нашем мире для женщин это табу.
 
Дадите совет молодежи?
 
Вы должны быть сосредоточены на своей работе, но не стоит работать, если Вы не знаете, к какой цели идти. В пути должен быть смысл. Поймите это и попытайтесь отыскать цель.
 
Есть что-то, чего Вы боитесь в будущем?
 
Да, все больше проявляющиеся консервативные ценности, это не отразится на архитектуре сразу, но отразится на обществе – это меня пугает. Мир становится все более разделенным, различий между людьми появляется больше. Люди должны постараться создать более открытое и свободное общество.