Мельников Константин Степанович

Мельников Константин Степанович

Константин Степанович Мельников (1890—1974) — советский архитектор, чьи произведения, в свое время вызывавшие непримиримые споры, сегодня воспринимаются как яркие примеры советской архитектуры 20-х годов. Мельников внес вклад в формирование новых типов зданий, выдвинул множество совершенно новых композиционных идей и повлиял на развитие современной архитектуры не только в нашей стране, но и за ее рубежами.

Константин Мельников ещё в 1930-е годы получил мировое признание как «великий русский архитектор» современности, однако его уникальная творческая концепция в те же годы подверглась в СССР резкой критике за «формализм»; архитектор по сути был отлучён от профессии (последняя постройка по его проекту датирована 1936 годом). Столетний юбилей архитектора ЮНЕСКО отметила тем, что объявила 1990 год годом Константина Мельникова.

Творчество К. С. Мельникова сложно однозначно отнести к какому-либо конкретному архитектурному стилю. Нередко архитектурные произведения Мельникова характеризуют как постройки в духе конструктивизма или функционализма. Однако, при известных чертах внешнего сходства, творчество Мельникова было вне модных в то время архитектурных течений и он категорически возражал, когда его постройки относили к этим стилям.

Творческий почерк Мельникова значительно сложнее главного тезиса функционализма «форма следует функции». Работая над сериями зданий одного типа (например, клуб, гараж), Мельников на практике показывал, что одна и та же функция может быть вложена в разные объёмно-пространственные формы. Своим творчеством Мельников показывает ценность для архитектуры и самой формы, способной вмещать в себя различные функции (например, форма цилиндра была использована архитектором при проектировании собственного дома, дома-коммуны, клуба). Помимо функции и формы Мельников активно использовал в своих произведениях архитектурные конструкции. В своих проектах архитектор выдвинул множество разнообразных новаторских конструктивных решений («живые стены», консольные выносы, кинетические сооружения, остроумные несущие конструкции и т. п.) и часть их было осуществлено на практике.

У Мельникова складывались достаточно сложные отношения с конструктивистами (ОСА), с точки зрения которых он являлся «формалистом» из-за стремления к художественно-образной выразительности своей архитектуры, её экспрессивности и динамичности. Единственный издававшийся в 1920—1930-е годы архитектурный журнал «Современная архитектура», редактором которого был конструктивист М. Я. Гинзбург, ни разу за время своего существования не упомянул ни имени Мельникова, ни одной его постройки, а к участию в организованной ОСА выставке современной архитектуры в Москве Мельникова даже не пригласили.

Мельников родился в Москве 22 июля (3 августа) 1890 года, в семье рабочего, выходца из крестьян Нижегородской губернии. После окончания четырехклассной приходской школы он был в тринадцать лет отдан в качестве «мальчика» в теплотехническую фирму «Торговый дом Залесский и Чаплин». Совладелец фирмы — известный русский теплотехник В. М. Чаплин, заметив художественную одаренность подростка, помог ему подготовиться к поступлению в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1905) и поддерживал его в годы учения. Чаплин же повлиял и на окончательный выбор профессии, настояв, чтобы Мельников по окончании в 1913 году живописного отделения Училища продолжал обучение на отделении архитектуры.

Живописи Мельников учился у С. В. Малютина, К. А. Коровина, Н. А. Касаткина и, много работая в дальнейшем как живописец, навсегда остался верен заветам своих учителей. В архитектуре его педагогами были Ф. О. Богданович, С. В. Ноаковский, И. А. Иванов-Шиц. В его учебных проектах по заданиям, неизменно сочетавшим функциональную программу с указанием на конкретный исторический стиль выполнения, учителя отмечали чувство стиля. Еще студентом Мельников, под руководством А. В. Кузнецова и Л. А. Лолейта, оформил фасады строившегося тогда завода АМО (ныне ЗИЛ).

Диплом архитектора Мельников получил в 1917 году. После Октябрьской революции он в качестве одного из «двенадцати мастеров» включился в работу архитектурной мастерской Моссовета, руководимой «старшими мастерами» — Жолтовским и Щусевым.

Из-за тяжелых материальных условий жизни и отсутствия в те годы всякого строительства мастерская на первых порах не смогла предложить молодым архитекторам практической работы, но стала для них своеобразной дополнительной школой: они выполняли полуучебные проекты, соревновались в искусстве графического и теоретического анализа памятников мирового зодчества. В мастерской Моссовета Мельников разработал проект планировки Бутырского района для плана «Новой Москвы», проект поселка московской психиатрической клиники и ряд других. Проект поселка для клиники был его последней работой в «классическом стиле»: Мельников навсегда сохранил чувство глубокой признательности к Жолтовскому и Щусеву — своим учителям тех лет, но его собственное творчество пошло совершенно самостоятельным путем.

Начиная с первых лет становления советской архитектуры произведения Мельникова выделялись оригинальностью планировочных и пространственных решений, индивидуальным подходом к функциональным программам и своеобразием авторского «почерка». Его практика соответствовала его же тезису: «Творчество там, где можно сказать — это мое».

Проекты Мельникова привлекли внимание на первых крупных послереволюционных московских конкурсах 1922—1923 годов (на показательные дома для рабочих районов Москвы, Дворец Труда и др.), а построенный им на первой Всероссийской Сельскохозяйственной выставке небольшой специализированный павильон «Махорка» был воспринят как программный манифест. Творчество Мельникова получило общественное признание: ему даются интересные заказы (проект Ново-Сухаревского рынка, 1924, и др.) и, главное, — он приглашается участвовать в заказных конкурсах, соревнуясь с признанными мастерами. В 1924— 1925 годах он побеждает подряд к трех конкурсах: на проект саркофага для Мавзолея В. И. Ленина (осуществлен), на проект здания для московского отделения «Ленинградской правды», на проект павильона СССР для Международной выставки декоративных искусств в Париже.

Построенный в 1925 году Советский павильон оказался новым словом в мировой выставочной архитектуре. Тогда же Мельников построил в Париже комплекс торговых киосков, экспонировал свои предшествовавшие проекты и по заказу парижских властей выполнил два проекта многоэтажных гаражей (один из них своей смелой конструктивной идеей предвосхитил искания западной архитектуры на 30 лет). Таким образом, творчество Мельникова с самого начала стало знакомо мировой архитектурной общественности и вызывало неизменный интерес в дальнейшем: Мельников участвовал в международных архитектурных выставках в 1926 году в Варшаве, в 1927 году — в Нью-Йорке, а в 1933 году был приглашен в числе крупнейших архитекторов из разных стран показать свою персональную экспозицию на V Триеннале декоративных искусств в Милане *.

* V Триеннале состояла из двенадцати персональных экспозиций: 1 — А. Сант-Элиа, 2 — Ш. Ле Корбюзье и П. Жаннере, 3 — А. Лооса, 4 — Э. Мендельсона, 5 — Л. Мис ван дер Роэ, 6 — В. Гропиуса, 7 — В. М. Дудока, 8 — Ж. Гофмана, 9 — Ф. Л. Райта, 10 — А. Люрса, 11 — К. С. Мельникова, 12 —  О. Перре.

Во второй половине 20-х годов Мельников спроектировал серию гаражей, серию клубов, выставочные павильоны, собственный дом, серийные жилые дома, памятник Колумбу для Санто-Доминго и многое другое. Значительная часть его проектов этих лет была осуществлена (четыре гаража в Москве, шесть клубов в Москве и Подмосковье, собственный дом, павильон СССР на ярмарке в Салониках и др.), благодаря чему Мельников оказался в числе тех архитекторов-новаторов 20-х годов, которые больше других работали в строительстве (правда, значительную часть его построек составляли временные сооружения).

В первой половине 30-х годов Мельников выступил с рядом градостроительных и объемных проектов (экспериментальный городок отдыха «Зеленый город», планировки Арбатской площади, района Лужников, Центрального парка культуры и отдыха им. Горького, набережных и др.; проекты Театра МОСПС, здания Наркомтяжпрома на Красной площади, павильона СССР для Международной выставки в Париже   1937  г.   и   др.),   руководил   Седьмой архитектурной мастерской Моссовета.

Произведениям Мельникова — очень различным, даже в тех случаях, когда это были однотипные сооружения, например клубы или гаражи, — свойственны в то же время общие черты. Мельников считал, что архитектор не должен воспринимать функциональное задание только как не подлежащую никаким изменениям данность. По его мнению, специфика архитектурной профессии позволяет предложить развитие и углубление первоначально заданной лишь в виде схемы функции; в этом творческом принципе — источник множества его новаторских идей. Многие проекты Мельникова решены им как полифункциональные здания.

Считая архитектуру самым сильным по своему воздействию искусством, Мельников стремился с помощью архитектурных форм активно воздействовать на восприятие зрителя, руководить эмоциями человека с помощью архитектурной пластики, решения пространств, их пропорций, характера освещения, с помощью смены впечатлений по мере движения вокруг и внутри здания.

Произведения Мельникова, как правило, отличаются динамичной экспрессивностью. Его любимые профессиональные приемы — использование консольных форм, активизация диагональных осей в пространстве и на плоскости, контрасты в трактовке одинаковых или сходных форм («симметрия вне симметрии»), обращение к таким геометрическим фигурам и телам, которые относительно редко применяются в архитектуре (треугольник, параллелограмм, дуга, парабола, цилиндр, конус и т. д.).

Динамика в ряде мельниковских проектов проявляется не только в специфичных объемно-пространственных формах, то есть образно, но выдвигается им как реальное и действенное движение: Мельников предложил ввести вращение самих архитектурных объемов (проекты здания «Ленинградской правды», памятника Колумбу, Театра МОСПС) и трансформирование внутренних пространств подвижными диафрагмами различных форм (проекты клубов). Та и другая идеи были выдвинуты и разработаны им одним из первых в мире.

Считая технику, в том числе и самую современную, лишь рабочим средством в руках архитектора, Мельников дал примеры создания новаторских пространственных конструкций (проекты гаража над парижскими мостами, клуба фабрики «Свобода», собственный дом, проект павильона для выставки в Нью-Йорке и многие др.). Работам Мельникова свойственна острота образной выразительности, смелость и неожиданность форм, романтическая окрыленность. Сам автор некоторые из своих форм любил истолковывать символически.

Мельников — яркая индивидуальность и одновременно типичнейший представитель русского искусства послереволюционных лет, советской архитектуры 20-х годов, еще точнее — ее новаторской «московской школы».

Новаторство и индивидуальное своеобразие произведений Мельникова с самого начала давали обильный материал для происходивших тогда острых творческих дискуссий. Мельников входил в организацию АСНОВА (Ассоциация новых архитекторов), членов которой (в первую очередь Мельникова) за повышенное внимание к художественным вопросам архитектурной композиции и интерес к закономерностям построения и восприятия формы резко критиковали как конструктивисты (ОСА), так и члены ВОПРА (Всероссийского общества пролетарских архитекторов). Начавшийся в 30-х годах поворот к использованию классического наследия определил и закрепил отрицательное отношение к произведениям Мельникова. Сам он, сделав в ряде проектов переходных лет попытку пластически и декоративно «обогатить» архитектурные массы введением скульптуры, орнамента, некоторых декоративных деталей (что было тогда свойственно работам большинства архитекторов), принципиально не вернулся к повторению «вечных форм» классики, которые он в свое время глубоко проштудировал на школьной скамье и которые теперь спешно изучало молодое поколение архитекторов. Мельников вынужден был отойти от архитектурного проектирования и преподавания. Он занялся в это время живописью, но через несколько лет вернулся к преподавательской работе.

В послевоенные годы Мельников несколько раз выступал в архитектурных конкурсах (проекты Пантеона — 1953, монумента в память 300-летия воссоединения Украины с Россией — 1954, Дворца Советов — 1958, павильона СССР для выставки в Нью-Йорке — 1963, детского кинотеатра — 1967 и др.). В эти же годы он продолжал преподавательскую деятельность, начатую им еще в 1921 году во Вхутемасе. Он был удостоен званий доктора архитектуры, заслуженного архитектора РСФСР. Его творчество было показано на большой персональной выставке в 1965 году.

Весной 1949 года Мельников получил назначение на архитектурную кафедру Саратовского автодорожного института, где проработал в общей сложности около двух лет сначала старшим преподавателем, затем исполняющим обязанности профессора. В саратовский период жизни К. С. Мельников участвует в ряде конкурсов, среди которых проект интерьера Центрального универмага г. Саратова (был осуществлён с некоторыми отклонениями), проект реконструкции площади им. Кирова в Саратове, проект планировки и застройки посёлка Вязовка Саратовской области. В этот же период по проекту К. С. Мельникова и скульптора С. Д. Шапошникова в с. Искорость (ныне г. Коростень Житомирской области Украины) сооружается памятник дважды Герою Советского Союза С. А. Козаку. Памятник Козаку является последним реализованным проектом К. С. Мельникова и единственным произведением архитектора, находящимся за пределами территории России.

В 1951 году Мельников был переведён в Московский инженерно-строительный институт им. Куйбышева (МИСИ), где он преподавал сначала на кафедре архитектуры, а затем начертательной геометрии и графики. В конце 1952 года Мельников был утверждён в звании профессора. Одним из учеников К. Мельникова в период его преподавания в МИСИ был А. Митта, ставший впоследствии известным российским режиссёром. В 1954 году Мельников участвует в двух открытых конкурсах — на монумент в честь 300-летия воссоединения Украины с Россией в Москве и на Пантеон выдающихся деятелей государства. Это был период, когда тенденции неокадемизма в советской архитектуре достигли апогея, и оба проекта Мельникова остались практически незамеченными.

В 1958 году К. С. Мельников перешёл из МИСИ во Всесоюзный заочный инженерно-строительный институт (ВЗИСИ), где проработал до последних дней, преподавая архитектурное проектирование, начертательную геометрию и графику. В том же году архитектор участвует в открытом конкурсе на проект Дворца Советов в Москве. Проект Мельникова вызвал в архитектурных кругах резкий протест — инерция отношения к нему как к формалисту ещё не была преодолена.

В 1965 году Мельникову без защиты диссертации присваивается учёная степень доктора архитектуры, а в 1972 году — почётное звание заслуженного архитектора РСФСР. В начале 1970-х годов здоровье Мельникова постепенно ухудшается. Осенью 1974 года у него наступает обострение продолжавшегося много лет заболевания — хронического лимфолейкоза. 28 ноября 1974 года Константин Степанович Мельников скончался в Москве на 85-м году жизни и был похоронен на Введенском кладбище (29 уч.). Урна и могила архитектора отнесена к памятникам истории народов Российской Федерации. Рядом с К. С. Мельниковым похоронена его супруга, Анна Гавриловна, и сын, художник В. К. Мельников.

Сам Мельников сравнительно редко выступал в печати или на творческих дискуссиях, однако он не принадлежал к числу тех архитекторов, которые графический язык своей профессии считают единственным способом самовыражения. Еще в 20-х годах Мельников выступал с докладами по актуальным творческим вопросам в АСНОВА и ИНХУКе (не сохранились). Среди его публиковавшихся статей некоторые являются выступлениями в дискуссиях, в 30-х годах проводившихся журналом «Архитектура СССР». Особое значение у Мельникова имеют тексты, относящиеся к его проектам, — пояснительные записки, соответствующие статьи в периодической печати и более поздние заметки, наполовину программные, наполовину автобиографические по содержанию. В последние годы жизни важным разделом литературной работы Мельникова была большая автобиографическая рукопись.

Все написанное Мельниковым, подобно его архитектурному творчеству, отличается своеобразием мыслей, необычностью формы, экспрессивностью и полемичностью. Он не склонен к спокойному, бесстрастному изложению, а выступает напористо, стремится захватить и убедить читателя. Его язык, нередко умышленно отступающий от общепризнанных стереотипов, бывает парадоксален, вызывающ, колюч. Мельников охотно употребляет афористическую форму выражения. Одновременно он использует ассоциативные образы, прибегает к повторам одинаковых или близких по звучанию, но разных по смыслу слов. Иногда в построении его фраз есть внутренний ритм, нередко еще усиливающийся начертанием — ныделением отдельных строк и слов шрифтом, подчеркиванием, размещением или даже цветом. Все это невольно напоминает свойственное мельниковской архитектуре стремление «управлять глазом, как музыкант управляет слухом».

Источник: Мастера советской архитектуры об архитектуре. Бархин М.Г., Иконников А.В. и др. (ред.). 1975


Публикации:


Реализованные проекты:

  • 1917

Жилые и рабочие помещения московского автомобильного завода АМО. Москва, улица Тюфелева Роща. Не сохранился

  • 1923

Павильон «Махорка» на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке Москва, Нескучный сад. Не сохранился

  • 1924

Саркофаг для Мавзолея В. И. Ленина. Москва, Красная площадь. Не сохранился

Ново-Сухаревский рынок. Москва, Большой Сухаревский переулок, 9. Не сохранился

Здание конторы Ново-сухаревского рынка. Москва, Большой Сухаревский переулок, 9. Сохранился со значительными искажениями фасадов и переделками

  • 1925

Павильон СССР на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств. Париж, проспект Кур-ля-Рен. Не сохранился

Торгсектор СССР на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств. Париж, Эспланада Инвалидов. Не сохранился

  • 1926

Павильон СССР на Международной ярмарке в Салониках. Салоники. Не сохранился

Катафалк для похорон Л. Б. Красина. Москва. Не сохранился

Бахметьевский гараж. Москва, ул. Образцова, 19-а. Отреставрирован, перестроен

  • 1929

Гараж для грузовых машин. Москва, ул. Новорязанская, 27. Нуждается в реставрации

Дом-мастерская К. С. Мельникова. Москва, Кривоарбатский переулок, 10. Нуждается в реставрации

Центральный парк культуры и отдыха им. А. М. Горького. Москва, Крымский вал, 9. Нуждается в реставрации

Дом культуры им. И. В. Русакова. Москва, ул. Стромынка, 6. Нуждается в реставрации

Клуб завода им. М. В. Фрунзе. Москва, Бережковская набережная, 28. Отреставрирован

Столовая при Клубе завода им. М. В. Фрунзе. Москва, Бережковская набережная, 28. Отреставрирован

Дом культуры химиков завода «Каучук». Москва, ул. Плющиха, 64. Находится на реставрации

Столовая при Доме культуры химиков завода «Каучук». Москва, ул. Плющиха, 64. Не сохранился

Клуб фабрики «Свобода». Москва, ул. Вятская, 41 а. Отреставрирован, утрачены планировка и интерьеры памятника

Клуб фабрики «Буревестник». Москва, ул. 3-я Рыбинская, 17/1. Отреставрирован

  • 1930

Клуб фарфорового завода им. газеты Правда. г. Ликино-Дулёво, ул. Ленина, 1. Находится на реставрации

Планировка партера ЦПКиО им. Горького. Москва, ул. Крымский вал, 9. Сохранилась частично

  • 1931

Реконструкция Московского камерного театра (сейчас Московский Драматический Театр им. А. С. Пушкина) (совместно с В. А. и Г. А. Стенбергами). Москва, Тверской бульвар, 23. Сохранилась частично

  • 1934

Гараж Интуриста (совместно с В. И. Курочкиным). Москва, ул. Сущёвский вал, 33. Отреставрирован

  • 1936

Гараж для «Госплана» (совместно с В. И. Курочкиным). Москва, ул. Авиамоторная, 44. Находится на реставрации

  • 1947

Схема окраски корпусов мясокомбината им. Микояна. Москва, ул. Талалихина, 41. Не сохранился

  • 1949

Памятник дважды герою Советского Союза С. А. Козаку. Украина, Житомирская область, г. Коростень, ул. Грушевского, 8. Нуждается в реставрации

  • 1950

Интерьер Центрального универмага. г. Саратов. Не сохранился


Неосуществлённые проекты:

Помимо осуществлённых в натуре зданий и сооружений творческое наследие К. С. Мельникова включает в себя более 70 нереализованных проектов, в том числе (выборочно):

  • 1918—1922 — Планировка Бутырского района Москвы по плану «Новой Москвы»;
  • 1922 — Планировка Ходынского поля Москвы по плану «Новой Москвы»;
  • 1922—1923 — Комплекс показательных жилых домов для рабочих в Москве (девиз «Атом»);
  • 1923 — Дворец Труда в Москве (девиз «Нерв»);
  • 1924 — Павильон московского отделения газеты «Ленинградская правда» на Пушкинской площади (победили братья Веснины, не было сооружено);
  • 1924 — Здание акционерного общества «Аркос» в Москве на ул. Ильинка;
  • 1925 — Гаражи на 1000 такси в Париже;
  • 1925 — Крематорий на Донской улице в Москве;
  • 1927 — ДК им. Зуева в Москве (сооружён И. Голосовым);
  • 1928 — Административный центр г. Ульяновска;
  • 1929 — Памятник Христофору Колумбу в Санто-Доминго (не был сооружён);
  • 1929 — Сблокированные жилые дома (дом-коммуна);
  • 1929—1930 — Зелёный город в Пушкинском районе Московской области;
  • 1931 — Театр московского областного Совета профессиональных союзов (МОСПС) на улице Каретный ряд в Москве;
  • 1931 — Реконструкция Арбатской площади в Москве;
  • 1931—1933 — Дворец народов в Москве на Кропоткинской набережной;
  • 1932—1933 — Дворец труда в Ташкенте (1-я премия);
  • 1934 — Народный комиссариат тяжёлой промышленности (Наркомтяжпром) на Красной площади в Москве (не было сооружено);
  • 1935 — Планировка района Лужников в Москве;
  • 1938 — Застройка проездов Новинского бульвара в Москве;
  • 1944 — Типовая русская баня;
  • 1950 — Планировка и застройка посёлка Вязовка Саратовской области (не был осуществлён);
  • 1951 — Железнодорожный вокзал в г. Новосибирске;
  • 1954 — Монумент в честь 300-летия воссоединения Украины с Россией на площади Киевского вокзала в Москве;
  • 1955 — Пантеон СССР на Ленинских горах в Москве (не был осуществлён);
  • 1959 — Дворец Советов на Ленинских горах в Москве (не был осуществлён);
  • 1962 — Павильон СССР на Международной выставке в Нью-Йорке;
  • 1967 — Детский кинотеатр на улице Арбат в Москве.
К. С. Мельников. Конкурсный проект застройки квартала по Серпуховской улице в Москве с показательными домами для рабочих. 1922—1923
К. С. Мельников. Конкурсный проект застройки квартала по Серпуховской улице в Москве с показательными домами для рабочих. 1922—1923
К. С. Мельников. Павильон «Махорка» на Первой Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве. 1923 К. С. Мельников. Павильон СССР на Международной выставке декоративных искусств в Париже
К. С. Мельников. Павильон «Махорка» на Первой Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве. 1923
К. С. Мельников. Павильон СССР на Международной выставке декоративных искусств в Париже К. С. Мельников. Павильон СССР на Международной выставке декоративных искусств в Париже
К. С. Мельников. Павильон СССР на Международной выставке декоративных искусств в Париже. Общий вид, фасад, план, разрез, перспектива. 1925
К. С. Мельников. Проект гаража на 1000 машин в Париже. 1925. Фасад, план
К. С. Мельников. Проект гаража на 1000 машин в Париже. 1925. Фасад, план
К. С. Мельников. Клуб им. Русакова в Москве. 1927. Общий вид, план, разрез
К. С. Мельников. Клуб им. Русакова в Москве. 1927. Общий вид, план, разрез
К. С. Мельников. Клуб им. Русакова в Москве. 1927. Общий вид, план, разрез
К. С. Мельников. Конкурсный проект памятника Колумбу в Санто-Доминго. 1929
К. С. Мельников. Конкурсный проект памятника Колумбу в Санто-Доминго. 1929
К. С. Мельников. Дом архитектора в Кривоарбатском переулке в Москве. 1927—1929
К. С. Мельников. Дом архитектора в Кривоарбатском переулке в Москве. 1927—1929
К. С. Мельников. Конкурсный проект Театра МОСПС. 1931. Перспектива, разрез, планы К. С. Мельников. Конкурсный проект Театра МОСПС. 1931
К. С. Мельников. Конкурсный проект Театра МОСПС. 1931. Перспектива, разрез, планы
К. С. Мельников. Конкурсный проект Театра МОСПС. 1931
К. С. Мельников. Конкурсный  проект Дома Наркомтяжпрома на Красной площади в Москве. 1934
К. С. Мельников. Конкурсный  проект Дома Наркомтяжпрома на Красной площади в Москве. 1934
поддержать Totalarch

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)